Закон о запрете самовольного сноса и реконструкции подписан

Георгий Полтавченко все же подписал закон о запрете самостроя и самовольного сноса зданий в Петербурге. Многие эксперты сомневались, что он это сделает. Теперь застройщикам придется получать разрешения не только на снос, но и на мансарды с пристройками.

Поправки в закон "О градостроительной деятельности в Петербурге" подписаны губернатором Георгием Полтавченко. ЗакС принял их в середине июня единогласно, но депутаты сомневались, что глава города подпишет закон. Вопрос обсуждался на встрече градозащитников с Полтавченко неделю назад — было известно, что строительные ведомства не поддерживают инициативу, но в итоге перевесила точка зрения, которую разделяли КГИОП и сам градоначальник.
Теперь, по закону, для демонтажа зданий или их частей, "если такие изменения затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности или превышают предельные параметры разрешенного строительства...", нужно получить разрешение на строительство. Исключение делается для аварийных зданий не выше трех этажей, если они не исторические и не объекты культурного наследия.
Закон дает определение самовольного сноса и самовольной реконструкции, поясняет глава центра экспертиз "Эком" Александр Карпов. "В городе десятки, если не сотни — смотря как считать — случаев строительства многоквартирных домов на землях под ИЖС, а что касается реконструкции, то она затронет случаи самовольного возведения мансард и пристроек", — говорит он. До сих пор, рассказывает эксперт, бороться можно было только в рамках гражданского законодательства, если другие собственники обращались в суд по поводу того, что их сосед уничтожил часть общего имущества. Но суды тянутся долго и за это время, как правило, застройщик успевал сделать все, что хотел. Теперь же органы власти могут без дополнительных документов снести постройку еще на начальном этапе. "Для госконтроля закон, конечно, дает большие возможности", — резюмирует Карпов.
Невозможен будет снос без разрешения на строительство. Скандал с самовольно снесенным год назад "домом Рогова" на Пяти углах вопреки мнению Георгия Полтавченко заставил депутатов и чиновников заговорить о необходимости законодательных ограничений. С тех пор в историческом центре сносов не было, никто не хотел связываться. Хотя ближе к окраинам случаи бывали, например, начался демонтаж пятиэтажного "дома Бланштейна" на Заставской улице силами ООО "Спрингалд", которая сносила и "дом Рогова".
В Госстройнадзоре не смогли оперативно прокомментировать подписание закона (по неофициальной информации, в ведомстве относились к нему скептически). Но в тот же день орган объявил о включении в реестр незаконных построек 122 объектов, и теперь их 162. Сейчас в городе объявлена амнистия — до конца мая 2014 года застройщики должны получить необходимые разрешения, по 18 адресам они уже получены, на 144 объектах строительные компании должны пока прекратить работы.
Вице-губернатор Марат Оганесян при этом подчеркнул, что многоквартирные дома на землях под индивидуальное строительство не подпадают под амнистию. В последний год стройнадзор выиграл уже не один иск о признании незаконными таких строек.
Глава ООО "Негосударственный надзор и экспертиза" и бывший глава Госстройнадзора в Петербурге Александр Орт о подписанном законе отозвался скептически. "Вышел очередной закон, который наверняка не будет работать, - говорит эксперт. - Он носит чисто декларативный характер. Вопросы самовольного строительства и самовольной реконструкции и так оговорены в Градкодексе, предусмотрены соответствующие санкции. Если снос производится с целью  дальнейшего строительства, то это  также регламентировано ранее. В данном законе предпринята попытка как-то упорядочить снос, после которого не предусмотрено строительство. Соответственно этот закон относится скорее не к сфере строительства, а к сфере благоустройства. На региональном уровне должен быть определен исполнительный орган власти с соответствующими полномочиями. Например, это может быть соответствующий отдел в ГАТИ. Однако в законе не определены последствия - полномочия и санкции для сторон".