"Выходной Петербург". Доживем до 2100 года

Автор фото: итар-тасс

Для тех, кто хочет быть вечно молодым и ждет от антивозрастной медицины чудес, есть две новости. Новость плохая: эликсира молодости нет и не будет. Новость хорошая: все мы можем жить на 30–40 лет дольше. Кое–что для этого уже придумано.

Люди боятся старости. Везде. Несмотря на финансовое благосостояние или уровень медицины в стране. Пару лет назад исследователи GfK Roper Consulting выяснили, чем именно старость пугает людей. Немцы больше всего на старости лет боятся потерять память, голландцы опасаются лишнего веса, а тайцы — ослепнуть. Американцев пугает и то и другое, а еще упадок жизненных сил и неспособность позаботиться о себе. Бельгийцев страшат старческие подгузники, бразильцев — невозможность заниматься сексом и выпадение зубов, индийцев — облысение и т. д., и т. п. В общем набралось почти два десятка тревог, связанных со старостью. Единственными, кто философски отнесся к проблеме старения, оказались египтяне. Они полагают, что старость — это данность, с которой нужно смириться, и радоваться тому, что на смену старикам приходят молодые.
Россиян старость пугает, похоже, больше всех, и причем, судя по опросу портала Superjob, нам страшны не столько сами болезни, сколько их "верные спутницы": хождение по поликлиникам и аптекам до конца жизни и висение обузой на шее близких.
И вот парадокс нашего отношения к проблеме: мы боимся за свое здоровье, а вся наша нынешняя борьба со старением сводится главным образом к тому, чтобы просто выглядеть молодо.

Аморталы

Ежегодный оборот мирового рынка услуг клиник эстетической медицины еще пару лет назад оценивался в $180 млрд и с тех пор значительно вырос. Россия в этой гонке за внешней красотой тоже не отстает. Хотя оценить, сколько потратили россияне на избавление от морщин, подтяжки, утяжки и другие процедуры омоложения, сложно — официальной статистики на этот счет нет, тем не менее, как замечают эксперты, каждый год полку клиентов, желающих продлить молодость с помощью "уколов красоты" и хирургии, прибывает в среднем на 15%.
"Желание оставаться молодым не новое, так было во все времена, — замечает французский психолог Клод Шошар. — Всем хочется выглядеть моложе, это у нас на подсознательном уровне". У некоторых желание оставаться молодым переходит чувство меры. Для таких — вечно молодящихся, обманывающих время — появился даже специальный термин "аморталы" (от англ. immortal, то есть живущий вечно, бессмертный).
Такая безудержная погоня за молодостью, по словам Ольги Стрижицкой, старшего преподавателя кафедры психологии развития и дифференциальной психологии Петербургского госуниверситета, не всегда связана с неприятием своего возраста. "Принятие своего возраста не всегда сопровождается оценкой внешнего вида, зачастую человек при этом прорабатывает собственные морально–нравственные системы, анализирует и переоценивает свою жизнь, — поясняет психолог. — Страх постареть чаще встречается у людей, которые не видят ценности того, что они уже достигли, у тех, кто не умеет принять ту жизнь, которую прожили".
"Мы живем в обществе, в котором из–за сильной конкуренции имидж вынуждает создавать впечатление молодости, — поясняет перекос борьбы со старением в сторону внешности, а не здоровья в целом вице–президент Федерации антивозрастной и эстетической медицины FSMEA и руководитель Swiss Academy of Anti–Aging and Aesthetic Medicine Гизлен Бейлэн. — В современном обществе молодость и красота — признаки социального успеха". По словам Клод Шошар, образ, то, как нас воспринимают, становится важнее, чем то, что мы есть на самом деле, в реальном мире. Эстетика становится основной ценностью, возраст отрицается или скрыт, как позорная болезнь, потому что это неэстетично. Специалисты считают, что проблема повышенного внимания общества к внешности, заботы о ней присуща развитым и быстроразвивающимся странам. "Когда вся энергия человека направлена на удовлетворение основных потребностей, эстетические соображения уходят далеко на второй план", — уверена Клерет Мартин, преподаватель школы остеопатии COS (Франция).

Эликсир молодости

Еще одна причина увлечения эстетической медициной — ничем неистребимое желание человека решить любой вопрос, даже со старением, одним махом. Поскольку многие косметологические процедуры дают практически мгновенный эффект, именно поэтому, по словам Елены Лисуковой, дерматолога–косметолога клиники эстетической медицины "МЕДИ на Невском", они и пользуются большим спросом. Но все эти процедуры, как замечает врач, корректируют уже имеющееся состояние кожи и не влияют на те внутренние процессы, от которых зависит ее здоровье и здоровье организма в целом. Отсюда, собственно, по мнению Светланы Трофимовой, директора медицинского центра "Древо жизни", корни еще одной причины: люди путают эстетическую и антивозрастную медицину. Кожа, как поясняет доктор Трофимова, — это зеркало внутренних процессов, которые происходят в организме. С возрастом на клеточном уровне снижается синтез белка, из–за чего происходят те или иные возрастные изменения и нарушения. С клеточного уровня сбой переходит на уровень тканей органов, потом нарушается работа всей системы. Морщины, потеря упругости кожи и пр. — это сигнал для похода не к косметологу, а к врачу для восстановления работы сложного и многофункционального органа — кожи. "Антивозрастная медицина — это в первую очередь забота о здоровье и уже во вторую — о красоте. К сожалению, красоты без здоровья не бывает, а если и бывает, то очень кратковременная", — говорит она.
И наконец, главная причина погони за формой, а не содержанием: незнание обычными людьми, чего действительно достигла антивозрастная медицина. Да, есть несколько теорий, как происходит старение, проведены опыты на червях и мышах, увеличивающие их жизнь в 2 раза, за изучение теломер, так называемых маркеров старения, вручена Нобелевская премия. К этим научным исследованиям добавляется много предположений, вплоть до фантастических (см. "ДП" от 27.01.2012 г.), как проблему старения люди будут решать лет через триста. Некоторые футурологи вообще обещают бессмертие. Все это бередит умы и души аморталов, с нетерпением ожидающих появления лекарства от старости. Но увы! До сих пор так и не придумано той одной таблетки или эликсира, которые можно выпить залпом и, что называется, заново родиться, как в американской комедии 1990–х "Смерть ей к лицу" с вечно молодой Голди Хоун и еще молодым Брюсом Уиллисом. И вряд ли такой эликсир появится.

Маркетинг

"Конечно, все хотят сохранять молодость как можно дольше, но пока никаких препаратов для предотвращения старения или омоложения организма не придумано и большая часть продукции, которая присутствует на рынке, просто позиционируется как продукция для омоложения. В лучшем случае она позволяет решать лишь небольшой круг проблем, связанных с процессом старения", — считает Николай Беспалов, главный редактор газеты "Фармацевтический вестник".
"К сожалению, эликсира молодости нет, — соглашается Елена Лисукова. — Только комплексный подход к сохранению здоровья позволяет получить желаемый результат".
"Дураки те, кто ждет одну волшебную таблетку, — резюмирует главный геронтолог Петербурга, директор Института биорегуляции и геронтологии СЗО РАМН, президент Европейского отделения Международной ассоциации геронтологии и гериатрии, профессор Владимир Хавинсон. — Есть научно доказанные способы замедлить процесс старения, на них и нужно ориентироваться".
В двух словах, говорит главный эксперт Европы в области антистарения, речь идет о том, что человек как биологический вид может жить 110 – 120 лет. Физиологическое старение организма наступает в 90 – 95 лет. То, что люди начинают расклеиваться к 60 – 65 лет, — ненормально, это так называемое ускоренное старение, с которым и борются сегодня ученые. Влияет на него несколько факторов: генетика, образ жизни, работа, экология, заболевания.
На последнем мировом конгрессе Ассоциации геронтологии и гериатрии, которая объединяет ученых из 65 стран, были названы те немногие средства из числа научно доказанных, которые повышают шансы человека на активную жизнь до физиологического старения, а то и до 120 лет. Это — снижение калорийности питания на 20%, антиоксиданты и витамины, метформин (противодиабетическое средство) и пептидные биорегуляторы (это такие маленькие белки, состоящие из нескольких аминокислот, которые при введении в организм усиливают синтез белка, уровень которого с возрастом падает).
Про калорийность доказали американцы. "Этот опыт шел 20 лет на обезьянах, — рассказывает Владимир Хавинсон. — Он показал, что снижение калорийности питания на 20 – 25% привело к снижению заболевания раком на 50%, а диабетом — на 90% по сравнению с контрольной группой приматов. А качество жизни (то есть подопытные обезьяны дольше своих одногодок были активными) выросло на 15%".
Упомянутые же пептидные биорегуляторы — достижение петербургских ученых, которые вели многолетние исследования начиная с времен СССР. По словам одного из этих ученых, все того же Владимира Хавинсона, сегодня эти лекарственные препараты признаны единственными в мире, имеющими такой большой (35 лет) объем научных исследований и подтверждений (180 патентов в России, США и Европе) влияния на процесс старения.
Но даже с таким мировым признанием этих научных открытий никто не говорит о том, что они продлевают жизнь. "Некорректно говорить, что пептидные биорегуляторы продлевают жизнь человека, скорее можно уверенно заявить о том, что они повышают качество жизни и позволяют избежать ускоренного старения", — говорит Светлана Трофимова, директор медицинского центра, который специально был создан Институтом биорегуляции и геронтологии для внедрения научных достижений в медицинскую практику.
Одним словом, кое–что в арсенале антивозрастной медицины уже есть. Сегодня задача медицины не просто лечить болезни старости, а заниматься их профилактикой, уверен главный геронтолог Петербурга.
"Старение — это объективный физиологический процесс, который можно если не остановить, то замедлить", — уверен Николай Беспалов.
"Действительно, антивозрастная медицина прежде всего профилактическая, — соглашается Гизлен Бейлэн. — Она направлена на замедление старения или нейтрализацию его последствий через здоровый образ жизни, профилактические оценки и лечение". На самом деле, как выяснилось, секрет активного долголетия прост. "Правильное питание, чистая вода, физкультура (не спорт высоких достижений!), соблюдение биоритмов, посещение хотя бы раз в год в качестве профилактики врача, прием витаминов и лекарственных препаратов, содержащих короткие пептиды, и у вас есть реальный шанс дожить до 120 лет", — уверен Владимир Хавинсон.
Ну что, с понедельника приступим?