Госзаказы не хотят делить по-родственному

Депутаты от "Справедливой России" предложили в антикоррупционных целях запретить чиновникам заключать сделки с компаниями, которыми руководят их родственники. Эту идею пытаются воплотить в жизнь уже больше 10 лет, и она благополучно тонет в Госдуме.

Сергей Миронов , Николай Левичев и Виктор Шудегов внесли в Госдуму проект поправок в закон "О противодействии коррупции", согласно которым государственным или муниципальным организациям под угрозой увольнения запрещается перечислять средства за выполненные работы фирмам, руководители, заместители или главные бухгалтеры которых состоят в близком родстве с коллегами из госучреждения, занимающими аналогичные посты.
Близким родством предлагается считать родителей, супругов, бабушек и дедушек, внуков, братьев и сестер, детей супругов и супругов детей. Им также предлагается запретить работать в одной госорганизации, если работа связана с прямой подчиненностью (за исключением учреждений культуры, здравоохранения, образования).
"В последнее десятилетие, — пишут авторы, — широкое распространение получила коррупционная схема, когда в государственную или муниципальную организацию или его обособленное подразделение принимаются на работу близкие родственники руководителя организации, что позволяет ему осуществлять свою деятельность, в том числе в части финансово-хозяйственных операций, закрытой от коллектива, организации и общества".
Читайте также:
Липовые гарантии
Схема эта действует далеко не только в "последнем десятилетии". С семейственностью российские власти пытаются покончить уже давно — первый законопроект "Об аффилированных лицах" Минэкономразвития внесло в Госдуму еще при Ельцине, в 1999 году, и он даже был принят в первом чтении. Документ предлагал установить перечень физических лиц, которых следует считать аффилированными с юрлицами и допускал запрет или ограничение сделок с их участием. Про законопроект время от времени вспоминают и продлевают срок подачи поправок ко второму чтению (в последний раз — в марте 2012 года).
Понятие аффилированности предлагалось ввести в Гражданский кодекс РФ поправками, внесенными в апреле 2012 года президентом Дмитрием Медведевым. В статье 53.2 перечислялись аффилированные лица, причем не только родственники (включая пасынков и падчериц, дядь и теть, племянников и племянниц), но и, грубо говоря, "друзей", то есть те люди, которые реально контролируют компанию. Предложения вызвали горячее сопротивление бизнес-сообщества через РСПП, норму убрали вообще, но сейчас собрались все же вернуть, значительно переработав — надо было договориться, по каким критериям суд может признать аффилированность.
Минэкономразвития параллельно разрабатывало проект закона, обязывающего поставщиков госуслуг раскрывать информацию о родственных связях с руководителями госорганизаций. О запрете вести с ними работу речь не шла — только о публичном объявлении о связях.
Связи чиновников и их родственников в коммерции регулярно становятся предметом скандалов. Самый заметный пример — это, конечно, экс-мэр Москвы Юрий Лужков и его жена, глава корпорации "Интеко" Елена Батурина, которая при Лужкове сумела сильно преувеличить свое состояние за счет развития бизнеса в столице, но Лужков неизменно отрицал свою причастность к успехам жены. Широко обсуждались неожиданные бизнес-успехи 22-летней племянницы губернатора Краснодарского края Александра Ткачева, оказавшейся совладелицей заводов и девелоперских компаний. Не так давно было возбуждено дело в отношении замглавы "Аэрофлота" Андрея Калмыкова — при его участии авиакомпания заключала невыгодные контракты с турфирмами жены и матери Калмыкова.
Но ни одна попытка отрегулировать вопрос пока не закончилась ничем. Инициативы успешно разбиваются о бурные и бессодержательные дебаты о том, где же именно нужно прописывать понятие аффилированности: в Гражданском ли кодексе, антимонопольном законодательстве или, может быть, все же в отдельном законе. Это со стороны Госдумы, бизнес же напирает на большие потери, возмещать которые будут за счет потребителей. И это несмотря на то, что многие эксперты считают такие нормы малоэффективными — ведь оформить дружественную компанию можно и не на родственника, а на цепочку офшоров.
Так что попытка справороссов также обречена на провал. Никакой имиджевый эффект, видимо, не способен перекрыть в глазах чиновников и парламентариев прямой и материальный эффект от благотворного сотрудничества.