Инновационное развитие экономики предполагает широкое внедрение информационных технологий во все отрасли, в том числе транспорта и связи. Однако сегодня существует острая нехватка профессионалов, умеющих на практике применять современные технологии и грамотно работать с компьютерными системами.
Технологии в комплексе
Специальность «Компьютерные системы и комплексы» введена в систему среднего профессионального образования в 2010 году в связи с изменением классификатора и внедрением новых образовательных стандартов третьего поколения. В нашем городе эту специальность можно получить в Государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции».
«Спрос на обучение по этой программе традиционно высок, так как компьютерная техника и информационные технологии прочно вошли во все сферы деятельности человека, — рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе Санкт-Петербургского технического колледжа управления и коммерции Наталья Минюк. — Хорошее знание телекоммуникационных и информационных систем и технологий, а также высокий уровень владения компьютерной техникой являются гарантией получения высокооплачиваемой работы, причем не в отдаленном будущем, а сразу после окончания колледжа. Обучаться по этой специальности в основном поступают ребята, которым нравится работа в сфере телекоммуникаций и компьютерных технологий. Тот, кому интересна компьютерная техника в плане ее устройства, как правило, приходит в колледж, узнав о его материально-технической базе и традиционно высоком уровне подготовки выпускников».
По данной специальности производится подготовка универсальных, квалифицированных специалистов, способных решать технические задачи в области аналоговой и цифровой электроники, проектированию цифровых устройств, установке и настройке периферийного оборудования, обслуживанию компьютерных сетей и комплексов.
Как учат будущих профессионалов
Будущие специалисты в области компьютерных систем осваивают следующие профессиональные компетенции:
• разработка схем цифровых устройств с использованием систем автоматизированного проектирования;
• создание программ для микропроцессорных устройств и осуществление их отладки;
• установка и конфигурирование персональных компьютеров и подключение периферийных устройств;
• проведение контроля и диагностики компьютерных систем и комплексов, выявление и устранение причин неисправностей компьютерной техники и периферийных устройств.
• разработка схем цифровых устройств с использованием систем автоматизированного проектирования;
• создание программ для микропроцессорных устройств и осуществление их отладки;
• установка и конфигурирование персональных компьютеров и подключение периферийных устройств;
• проведение контроля и диагностики компьютерных систем и комплексов, выявление и устранение причин неисправностей компьютерной техники и периферийных устройств.
Учащиеся изучают информационные технологии, операционные системы и среды, основы алгоритмизации и программирования, электротехнику, прикладную электронику, электротехнические измерения и дискретную математику. Кроме того, в учебном плане присутствуют такие дисциплины, как проектирование цифровых устройств, применение микропроцессорных систем, установка и настройка периферийного оборудования, техническое обслуживание компьютерных сетей и комплексов.
«Материально техническая база нашего колледжа по оснащению современным оборудованием чаще всего превосходит оснащенность предприятий нашего региона, — рассказывает Наталья Минюк. — Обновление происходит постоянно, как за счет бюджетных средств, так и за счет участия колледжа в различных инновационных проектах. Так, например, за последние два года было полностью обновлено 6 компьютерных классов и развернуто 2 новых, оснащено компьютерами и мультимедийной техникой 2 читальных зала и более 10 мультимедийных классов с интерактивными средствами обучения. Все компьютерные классы имеют при необходимости высокоскоростной доступ в глобальные сети».
Инновационное развитие экономики предполагает широкое внедрение информационных технологий во все отрасли, в том числе транспорта и связи. Учебные программы постоянно обновляются с учетом появления нового программного обеспечения в том числе и «свободного ПО» и новых поколений аппаратных средств для более качественной подготовки выпускников. Именно поэтому в образовательную программу по специальности интегрированы курсы академии CISCO. Темы для курсовых проектов и рефератов выбираются педагогами именно с учетом инноваций и развития по отраслям. Кроме того, каждая учебная программа профессионального модуля должна проходить согласование с работодателями, которые определяют дидактическое наполнение теоретического и практического курса обучения для освоения необходимых компетенций и видов профессиональной деятельности с учетом современных требований производства.
От теории — к практике
В процессе обучения уже на 2 курсе учащиеся получают рабочую профессию «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин». Кроме того, на базе колледжа развернуто производство радиоэлектроники и открыта современная тестовая лаборатория. На их основе можно повышать практические навыки в настройке и проектировании самых современных телекоммуникационных устройств, в том числе с использованием сотовых и спутниковых технологий.
В основной курс обучения интегрированы курсы академии CISCO, с выдачей сертификата академии по результатам экзаменов академии. В свободное время инициативные учащиеся участвуют в работе учебного полигона «Локальные корпоративные сети», в котором собраны все компоненты, включая различные среды передачи, маршрутизацию всех уровней и мультимедиа передачу по сети.
На практическое обучение отводится не менее 50-60% учебного времени. Сюда входит: выполнение практических и лабораторных работ по дисциплинам и профессиональным модулям, учебная практика, производственная практика, выполнение курсовых и дипломного проекта.
Колледж ежегодно направляет учащихся 3 и 4 курсов на производственную практику в организации и на предприятия с возможным последующим трудоустройством. С этой целью поддерживаются партнерские отношения с отделениями Пенсионного фонда и налоговыми инспекциями, ООО «ФортЛайн», «Петростатом» и многими другими предприятиями и организациями города. Также в колледж обращаются школы и вузы Петербурга, которые предлагают практику и дальнейшее трудоустройство учащимся в своих вычислительных центрах.
Кроме того, образовательное учреждение уже 3 года участвует в реализации социальной программы «Бабушки Он-лайн», в ходе которой лицам пожилого возраста помогают осваивать компьютерную грамотность. Ребята выступают в качестве инструкторов, проверяя и закрепляя тем самым и собственные профессиональные навыки.
Принципы трудоустройства
Обладатели диплома среднего профессионального образования по специальности «Компьютерные системы и комплексы» могут работать в вычислительных центрах промышленных предприятий, банках и офисах, использующих современные информационные технологии, в компьютерных фирмах, занимающихся торгово-закупочной деятельностью и сервисным обслуживанием. Также выпускники колледжа могут найти себе место на современных оптовых базах и складах, оснащенных компьютерной техникой и использующих информационные технологии, в любых других фирмах, предприятиях, государственных учреждениях, научно-исследовательских институтах, использующих современную компьютерную технику и информационные технологии.
«В основном наши выпускники — это IT-специалисты среднего звена по направлениям: системное администрирование, интеграторы программного обеспечения, обслуживающий персонал проводных и беспроводных компьютерных сетей, — поясняет Наталья Минюк. — Ребята могут работать с телекоммуникациями практически любого уровня: от малого офиса и небольших «домовых» сетей, до корпоративных и глобальных. На рынке труда на таких специалистов устойчивый спрос, конкуренция присутствует, и именно она подтверждает высокую квалификацию наших выпускников. Средняя заработная плата в этой области составляет 20-25 тысяч рублей. Причем по данным городской службы занятости, на бирже труда не зафиксировано не имеющих работы специалистов».
Стоит отметить, что многие выпускники колледжа продолжают учебу в вузах. Преимуществом при поступлении по профилю специальности является отсутствие обязательной сдачи ЕГЭ и возможность обучаться по сокращенной программе.
Славяна Румянцева
ГБОУ СПО «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции»
Санкт-Петербург, Большой Сампсониевский пр., д. 61
Тел. +7 (812) 542-49-41
www.tcmc.spb.ru
Санкт-Петербург, Большой Сампсониевский пр., д. 61
Тел. +7 (812) 542-49-41
www.tcmc.spb.ru