Цирковой раздор

Автор фото: Е.Асмолов

В петербургском цирке на Фонтанке скандал — сотрудники потребовали отставки директора Вячеслава Полунина. Тот ответил в духе "не нравится — никого не держим".

Классическая история для учреждений культуры с именем — коллектив оказался недоволен деятельностью "варяга". От имени и по поручению сотни сотрудников цирка на Фонтанке главный администратор Александр Жуков выразил претензии к новому директору Вячеславу Полунину в открытом письме Владимиру Путину.
"В методах нового руководства – волюнтаризм, при полном непонимании специфики циркового дела", — пишет Жуков. Подписавшихся под обращением цирковых не устраивает то, что Полунин устроил офис вне цирка, не общается с сотрудниками, а главное — хочет отказаться от традиционного манежа в пользу сцены.  "А что стоит прием на работу новых сотрудников (порой не имеющих высшего специального образования). А необоснованные, непрофильные назначения на несуществующие должности, вне штатного расписания цирка, с зарплатами в два, а то и в три раза превышающие зарплаты сотрудников цирка", — возмущаются авторы.
Известнейшего мима Вячеслава Полунина назначили директором цирка на Фонтанке в феврале этого года — без конкурса. Конкурс должен был пройти, но министр культуры Владимир Мединский решил его не проводить и предложил назначить директором Полунина. Перед этим, осенью 2012 года, проверка Росгосцирка нашла в работе цирка множество финансовых и хозяйственных нарушений, директор Григорий Гапонов уволился.
Городские власти с энтузиазмом восприняли назначение. Губернатор Георгий Полтавченко посетил цирк, "купил" за 15 тысяч рублей именное кресло, вошел в попечительский совет цирка и пообещал бюджетную помощь, а также парковку.
Полунин ответил на письмо на форуме РусЦирка. "Любые перемены всегда вызывают напряжение. Для людей творческих это момент напряженного поиска новых решений и путей развития. Для других — попытка держаться за старое любой ценой, — несколько философски замечает он. — Помимо сохранения традиций , нужен активный поиск нового, чтобы цирк мог вернуть себе и ту часть публики, которая его покинула. Наш цирк переживает именно такой момент: кто- то сумеет найти свое место в новой ситуации, кто-то останется в плену своих заблуждений. Соединение традиций с поиском новых идей — это единственный путь , способный вернуть русскому цирку достойное  его место на мировой арене".
То есть Вячеслав Полунин дает понять, что не собирается отказываться от своих планов, и считает их единственно верными. А недовольным предлагается "остаться в плену заблуждений". Всерьез в цирке к письму относиться не намерены: "Нет никакого конфликта, есть люди, которые написали письмо, и даже не пришли к директору, не поговорили о своих претензиях, — говорит пресс-секретарь цирка Наталья Табачникова. – Вопрос, насколько они готовы к переменам, если не готовы, им придется, видимо, искать себе другое занятие". Об увольнениях, впрочем, по ее словам, речь не идет: "За письма уволить нельзя, это противоречит Трудовому кодексу", — заметила Табачникова.
"Никто не собирается отказываться от круглого манежа, — возражает она. – Предполагается, что в ходе большой реконструкции появится трансформируемое пространство с трехсторонним амфитеатром, а не четырехсторонним, как сейчас. Это даст возможность развиваться другим формам циркового искусства и привозить цирковые программы из других стран". Реконструкция, по словам Табачниковой, должна начаться уже в январе.
На форумах обсуждают и письмо сотрудников, и ответ Полунина, и многие обвиняют директора в том, что он "не настоящий" цирковой, не работавший в традиционном формате манежа. Но некоторые предлагают дать ему поработать и показать состоятельность своих реформ. Руководство не впервые сталкивается с критикой, уже несколько месяцев руководство цирка на Фонтанке атакуют обвинениями в жестоком обращении с животными.
Ситуация довольно распространенная, а в творческих коллективах особенно — новое руководство обвиняют в "разрушении традиций", а в ответ слышатся намеки на косность мышления и невосприимчивость к переменам. Тот же принцип был заложен, например, в свое время в конфликте Валентины Матвиенко и градозащитной общественности. В той или степени в таких случаях обычно правы обе стороны, вопрос в том, до какой степени традиции и прибыльность могут сосуществовать, и с какого момента входят в конфликт.