Выборы под контролем

Автор фото: Trend/ Сергей Чевалков

Составы участковых избирательных комиссий в Петербурге определились. Среди тех, кто будет отвечать за выборы в следующие пять лет, большинство представителей аффилированных с властями организаций и сателлитов партии власти.

В конце минувшей недели Горизбирком обнародовал списки членов участковых избирательных комиссий. Петербург сделал это намного позже большинства остальных российских регионов. Всего в городе 111 муниципалитетов и 1818 УИК.
Эти избиркомы и будут проводить следующий выборный цикл — выборы органов местного самоуправления, затем губернатора, ЗакСа и Госдумы. От муниципальных напрямую зависят губернаторские — партии смогут выдвигать кандидата только после одобрения 10% местных депутатов, а значит, от того, кто попадет в муниципалитеты, будет зависеть состав участников выборов главы города.
В целом в УИК представлены все партии. Скандал  получился только с "Яблоком" и "Справедливой Россией", у которых оставили за бортом несколько десятков представителей в ТИК №№ 11 и 22 (Калининский и Выборгский районы). Жалобы "Яблока" ГИК оставил без удовлетворения. Всего "яблочники" не смогли закрыть около 500 комиссий.
Кроме делегатов от парламентских партий, в избиркомах широко представлены  непарламентские. "Патриоты России", например, делегировали в УИКи 941 человека,  партия "За женщин России" — 1371, "Коммунисты России" — 1022. По несколько сотен человек смогли выставить партия "За справедливость", Партия социальной защиты, Партия пенсионеров, Партия пенсионеров за справедливость, Трудовая партия, "Гражданская платформа".
Гиперактивность большинства этих новорожденных партий оппозиционеры связывают с появлением "сателлитов" и "спойлеров" партии власти, которая таким образом де-факто получает в комиссиях подавляющий перевес. Те же "патриоты" уже в Общероссийском народном фронте, а Трудовую партию в Петербурге возглавляют бывшие единороссы, не пробившиеся в ЗакС.
Большинство членов УИК сохранило свои должности с прошлых выборов, поменяв политическую принадлежность. Муниципал Александр Шуршев подсчитал, что в Адмиралтейском районе, например, от ЛДПР выдвинуто 17 человек, из которых еще год назад пятеро представляли "Единую Россию", а восемь — разные общественные организации и собрания жителей. Из 28 выдвиженцев от "Единой России" лишь четверо представляли партию год назад, пятеро были от КПРФ, шестеро — от ЛДПР . У "Справедливой России" — 18 членов УИК, из которых со справороссами год назад были связаны двое, остальные — бывшие единороссы, коммунисты, жириновцы, представители "Правого дела" и организаций. А в отдельных УИК все партии представляют члены "Молодой гвардии Единой России".
Интересно, что почти в каждом районе есть какая-либо общественная организация, присутствующая в каждой комиссии. Их активность ограничивается только районом, а иногда и одним ТИКом. Например, корпус "За чистые выборы" (проект Ассоциации юристов России, учрежденной, в свою очередь, Дмитрием Медведевым) выставил своих членов в УИК только в ТИК №1 (Адмиралтейский район). В петербургском руководстве корпуса не смогли пояснить, с чем  связана такая избирательность (из разговора с координатором Артемом Маховым сложилось впечатление, что он вообще не до конца в курсе, что в Петербурге формировались какие-то комиссии).
По-видимому, в каждом районе местные власти сделали ставку на "проверенные организации". В Калининском районе это организация "Чернобыль-Квант" и загадочный КаРОВАЧ  — районная организация ветеранов Афганистана и Чечни, на Васильевском острове — общество реабилитации инвалидов "Ортолюкс", в Петродворцовом — профсоюз работников образования и науки и фонд помощи инвалидам "Кедр", в Невском — Красный крест и еще одна организация ветеранов-"афганцев" "Апрель", в Московском — "Чернобыль-Нева", Центральном — Российский союз молодежи, и так далее.
С фондами ситуация иногда получается странная — например, директор "Кедра" Александра Сердитова вообще не слышала, что ее организация кого-то куда-то выдвигала, и фамилий таких не знает. Правда, после консультаций уже ее заместитель пояснил, что Ломоносовский филиал организации действительно делегировал в УИК несколько человек. На вопрос, какая связь между работой фонда и участием в выборах он несколько невпопад ответил, что нужно заботиться о людях в тяжелой жизненной ситуации, но не стал скрывать, что это районная администрация "подключила" фонд благодаря его "контактам и связям". В центре реабилитации "Ортолюкс", напротив, свою политическую активность объяснили желанием избрать тех людей, которые будут поддерживать инвалидов, "честно и без подтасовок". Влияние администрации в "Ортолюксе" отрицали напрочь, но тут же сказали о ней и ее поддержке много хороших слов. Есть и такие фонды, контакты и координаты которых вообще найти непросто, например, диабетическое общество "Диамир" (ТИК №3, Кировский район"). Надо полагать, они желают избирать тех, кто сочувствует диабетикам.
Представлены и организации, аффилированные с властями. Например, фонд "Отчизна" в ТИК №7 (тот же Кировский район), основанный МО "Дачное", о чем сказано на их сайте. Широко делегировал своих людей в избиркомы фонд защиты детей от наркотиков "Будущее Родины", его представители заполнили комиссии ТИК № 14 (Выборгский район) и №25 (Красногвардейский), но встречаются и в других районах. Петербургский телефон, указанный на сайте фонда, не отвечает, по московскому вообще отвечают, что здесь издательство, и никакого "Будущего Родины" тут нет.
Зато в попечительском совете фонда — сенаторы Александр Торшин и Виктор Абрамов, председатель КГИОП Александр Макаров и директор Московского бюро по правам человека Александр Брод. А в группе фонда "ВКонтакте" сообщается, что в попечительский совет входит и Алексей Пучнин, председатель Горизбиркома Петербурга. Такое вот совпадение.
В некоторых районах, например, Курортном или Кронштадтском, не стали мудрить с общественниками и включили в состав УИКов врачей и учителей. Почти повсеместно членами избиркомов стали и представители районных администраций как "выдвинутые собранием жителей по месту работы", в некоторых ТИК использованы представители ветеранских организаций.
Любопытно, что очень часто в УИКах встречаются однофамильцы. Как правило, это женщина преклонных годов и молодой человек — похоже на мать и сына. Иногда подозрительных однофамильцев трое и больше (так, в УИК №29 работают четверо Константиновых, данные которых позволяют предположить, что это супружеская чета, сын и бабушка. Выдвинуты от четырех разных партий и движений: "Единая Россия", "Патриоты России", Трудовая партия и корпус "За чистые выборы", и это далеко не единичный случай).
Если посчитать представителей "карманных" партий, фондов и организаций в УИК и прибавить официальных представителей администрации, лоялистских партий, а также разного рода перебежчиков, то становится видно, что подавляющий перевес в комиссиях получила партия власти.