"Деловой Петербург". Предприниматель Владислав Степанов обеспечит все гостиницы системой миграционного учета

Автор фото: Trend/ Елена Яковлева

Петербургский предприниматель Владислав Степанов, бывший партнер холдинга "Форум" по Единому центру документов, автоматизирует миграционный учет постояльцев во всех российских гостиницах. Фирма, которой он владеет, получит в свои руки данные обо всех до единого постояльцах всех гостиниц в стране.

Петербургский предприниматель Владислав Степанов, владелец ООО "Федеральный гостиничный сервис" (ФГС), обеспечит все российские гостиницы новым программным продуктом для миграционного учета российских и иностранных граждан — "Элпост".
Программу разработала компания "Интерфорум", входящая в ЗАО "Холдинговая компания "Форум" Дмитрия Михальченко, учрежденное, согласно СПАРК, Управлением делами РОФП УФСБ по СПб и Ленобласти. Сам Владислав Степанов сотрудничал с "Форумом" в организации предоставления гражданам госуслуг в Едином центре документов. А также, согласно данным СПАРК, возглавлял КБ завода "Измерон", а само предприятие принадлежало "Форуму". Затем руководил петербургским экспериментальным производственным комбинатом МВД РФ. "Сейчас мы не имеем отношения к проекту по автоматизации миграционного учета в гостиницах, — пояснили в ХК "Форум". — Это самостоятельный проект Владислава Степанова".
Сумма единовременных затрат отелей на покупку программного обеспечения оценивается экспертами в 130 млн рублей. В дальнейшем гостиницам придется платить за техническую поддержку программного обеспечения и также оплачивать сбор за передачу данных о каждом постояльце в миграционную службу для постановки на миграционный учет. Размер сбора, по словам отельеров, уже тестирующих новую систему, пока составляет 100 рублей за иностранца и 23 рубля за россиянина (без НДС). В результате доходы могут многократно превысить инвестиции в новый бизнес, но оценить их никто не берется. "Мы вложили примерно 10 млн рублей в серверное оборудование и в разработку программного обеспечения, которое будет устанавливаться на рабочие места в гостиницах", — говорит Владислав Степанов. Пока, по его словам, программа "Элпост" установлена в 30 крупных петербургских гостиницах.
"Это ядро гостиничного рынка, в перспективе мы рассчитываем установить программный продукт во всех гостиницах Петербурга и России", — говорит Владислав Степанов.

Без конкурентов

Возможность наладить новый бизнес у него появилась благодаря обновлению программного обеспечения в Федеральной миграционной службе (ФМС) РФ. С 1 января 2013 г. ведомство начало активно переходить на новое единое программное обеспечение под названием "Территория". "Все структурные подразделения ведомства в Петербурге и области перейдут на новую программу до конца II квартала 2013 г.", — заверили в управлении ФМС по Петербургу и Ленобласти. Однако с "Территорией" не стыкуется используемая в гостиницах программа "Электронный курьер", разработанная ГУП "Санкт–Петербургский информационно–аналитический центр" (СПб ИАЦ). Поэтому в течение 2013 г. отельерам придется полностью отказаться от "Электронного курьера", сообщил руководитель управления ФМС по Петербургу и Ленобласти Дмитрий Никифоров на встрече с управляющими гостиниц.
В ИАЦ заявили, что о судьбе своего продукта ничего не знают. При этом ИАЦ уже не продлевает договоры на обслуживание "Электронного курьера" с некоторыми гостиницами. Так, в гостинице "Прибалтийская" сообщили, что в марте ИАЦ отказался пролонгировать договор и отель перешел на обслуживание в ФГС.
Конкурентов нет, признает Владислав Степанов, добавляя, что у отельеров есть выбор: они не обязаны покупать "Элпост". По российскому законодательству гостиницы обязаны ежедневно отправлять в ФМС информацию о вновь прибывших постояльцах для постановки и снятия гостей с учета. Передавать данные отельеры могут тремя способами: через почту РФ, с помощью курьера, который отвозит документы по адресу: Литейный пр., 6, либо через согласованный с ФМС России онлайн–сервис.

Лишние расходы

Последний способ казался всегда самым эффективным для отелей с номерным фондом от 25 комнат, но теперь владельцы гостиниц недоумевают и видят для себя в грядущих изменениях неоправданные расходы, поскольку не понимают, чем будет отличаться новый продукт от старого. Минимальные расходы на установку новой программы составят 10,8 тыс. рублей за одно рабочее место, тогда как "Электронный курьер" обходился примерно в 8,5 тыс. рублей. Одного рабочего места хватает отелю с номерным фондом до 200 номеров.
По словам крупных отельеров, фактически альтернативы электронному способу передачи информации у них нет из–за большого объема данных. Как сообщил совладелец отеля "Гельвеция" Юнис Теймурханлы, даже для того, чтобы просто обрабатывать данные для отправки через "Электронный курьер", ему пришлось создать собственную мини–миграционную службу, состоящую из двух сотрудников. Они занимаются подготовкой документов для постановки на учет и снятия с него, так как штрафы велики. "Мы должны любыми способами отправить информацию о госте в течение 24 часов после пересечения границы. Любая задержка обойдется в сотни тысяч рублей", — говорит Юнис Теймурханлы.
Расходы, связанные с автоматизацией миграционного учета, отельеры закладывают в стоимость номера. В итоге, по их оценкам, в связи с грядущими переменами цена номера может возрасти примерно на 200 рублей. Но отельеров беспокоит не только величина расходов. "Самое главное наше опасение — сроки начала перехода на новую систему. Если для кого–то это произойдет в горячий летний сезон, то это будет катастрофа. С "Электронным курьером" поначалу были сбои", — говорит сопредседатель отраслевого объединения The Hotel Club Елена Речиц.
Слухи о новой программе на рынке уже ходят, волнение наблюдается, но пока ничего конкретного нам никто не сообщил. С нетерпением ждем. Но меня как отельера интересует, почему нам снова заменяют программу, к которой мы долго привыкали и которая нас абсолютно устраивает, на какой–то новый продукт? И особенно — кто за это будет платить и сколько? Недостатков в "Электронном курьере" теперь я не вижу никаких. Поначалу, правда, мы могли отправлять данные только по иностранным гостям, но потом продукт усовершенствовали, теперь местное УФМС получает от нас информацию онлайн также по российским постояльцам. Поэтому меня особенно волнует, снабжен ли новый сервис такой функцией, не потребуется ли возвращаться к началу.
Владимир Васильев
Президент Нп "Ассоциация малых гостиниц СПб"
Интересно, что о компании "ФГС" раньше я не знал абсолютно ничего. Также я не слышал совершенно ничего о проведении конкурса на заключение госконтракта с ФМС России. Нам, конечно, тоже было бы интересно поучаствовать, правда, все зависит от условий. Пока мы не знаем, какие функции работы с базой предусмотрены программой. Ведь просто занести в файлы информацию — это ничего не стоит. Часто компания, у которой приобретают такой продукт, занимается также установкой, эксплуатацией программного обеспечения. Тогда надо будет провести испытания и запустить программу в каждой гостинице. Если принять во внимание масштабы страны, это может стоить и миллионы долларов, и десятки миллионов, верхней границы нет. Точную оценку дать невозможно.
Андрей Федоров
Генеральный Директор Digital Design