11:2024 апреля 201311:20
2055просмотров
11:2024 апреля 2013
Экс-владелец "Ленты" Олег Жеребцов выходит на новый для себя фармацевтический рынок, заканчивая строительство завода по производству физрастворов. Чтобы окупить 2 млрд рублей инвестиций, ему потребуется крупный госзаказ.
Экс–владелец продуктовой сети
"Лента"
Олег Жеребцов (в 2009 г. продал 36% акций сети за $110 млн) летом вводит в эксплуатацию промышленно–логистический комплекс (ПЛК) под брендом Solopharm по производству инфузионных растворов — хлорида натрия и глюкозы.
Партнерский проект
На сайте компании
"Профессиональные комплексные решения"
, разработавшей бизнес–план проекта, сообщается, что его стоимость — 2 млрд рублей при мощности 30 млн бутылок раствора в год. Известно, что часть средств была получена в ВТБ.
Окончательная стоимость проекта неизвестна, так как собственник отказался от комментариев. Но известно, что для создания завода Олег Жеребцов еще в 2010 г. зарегистрировал ООО "Гротекс", в котором 99% принадлежит "Гротекс Интернешнл" и 1% — Сергею Черному, бывшему директору "Ленты" по IT. В том же году "дочка" "Гротекса" — ООО "ТРП–Трейдинг", которым руководит Сергей Черный, получило в аренду "на инвестиционных условиях пустующую территорию площадью 37,3 тыс. м2 в Красногвардейском районе", сообщается на сайте Службы государственного строительного надзора и экспертизы Петербурга. Участок находится на Индустриальном пр., северо–восточнее пересечения с ул. Электропультовцев.
На фото: Промышленно-логистический комплекс по производству инфузионных растворов SOLOPHARM.
Как сообщили "ДП" в агентстве по промышленным инвестициям правительства Петербурга, инвестор ("ТРП–Трейдинг") должен завершить строительство промышленно–логистического комплекса к середине 2013 г.
Информацию о скором вводе в эксплуатацию предприятия Олега Жеребцова подтвердил "ДП" и один из участников фармрынка. По словам руководителя проектов консалтинговой компании "Профессиональные комплексные решения" Сергея Бойченко, срок окупаемости проекта составит 8 – 10 лет.
Реальная продолжительность окупаемости аналогичного проекта может быть меньше. С 2014 г., после введения в России международного стандарта качества лекарственных средств (GMP), перед фармацевтическими предприятиями встанет выбор: либо модернизировать свои производства, либо покинуть рынок, уверен Сергей Бойченко. В этих условиях преимущество получат именно те производства, которые заранее подготовились к выпуску продукции, соответствующей международным стандартам.
GMP (Good Manufacturing Practice) определяет параметры каждого производственного этапа — от материала, из которого сделан пол в цеху, и количества микроорганизмов на кубометр воздуха до одежды сотрудников и маркировки, наносимой на упаковку продукции.
На сайте компании "ИнвестГрупп", которая занимается технической документацией ПЛК Solopharm, сказано, что цель компании — создание высокотехнологичного производства. На нем будет организован выпуск готовых стерильных лекарственных средств, соответствующих всем международным требованиям.
Мимо кластера
В августе 2010 г. компания Олега Жеребцова подавала заявку на участие в фармкластере Петербурга. Резиденты особой экономической зоны (ОЭЗ) технико–внедренческого типа помимо готовой инфраструктуры участка имеют право на налоговые преференции. Однако наблюдательный совет отклонил заявку ООО "Гротекс", так как проект не соответствовал критерию инновационности.
Проект предполагал строительство завода по производству жидких лекарственных форм без исследований и разработки нового для рынка продукта, в то время как инновационная составляющая — обязательное условие для получения статуса резидента ОЭЗ, рассказали в пресс–службе ОЭЗ.
Коммерческий директор ООО "Научно–технологическая фармацевтическая фирма "ПОЛИСАН" (участник фармкластера, выпускает инфузионные растворы) Дмитрий Борисов, комментируя проект Solopharm, отметил, что такая продукция постоянно востребована на рынке. Объем потребления инфузионных растворов превышает 200 млн флаконов в год, но маржинальность препаратов невысока.
По оценке Дмитрия Борисова, уровень рентабельности простых растворов (хлорид натрия и глюкоза) не превышает 10% при продаже 20–30 рублей за упаковку.
При этом наценка строго ограничена, так как эти растворы входят в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
"Мы специализируемся на более сложных растворах и производим не дженерики, а оригинальные, патентованные препараты. На простые растворы приходится не более 1% от объема производства", — говорит Дмитрий Борисов.
Растворы распределят по конкурсу
Крупнейшие производители инфузионных растворов на Северо–Западе, по оценке консалтинговой компании "ПКР", — ООО "НТФФ "ПОЛИСАН", ОАО "Фирма "Медполимер" и ООО "Самсон–Мед".
DSM Group
оценила объем рынка инфузионных растворов на Северо–Западе в 2012 г. в 32,2 млн упаковок (1,9 млрд рублей). При этом объем всего российского рынка в 2012 г. эксперты оценили в 395 млн упаковок (23,11 млрд рублей, +37% к уровню 2011 г.).
По данным "ПОЛИСАНа", в России подобные растворы производят около 50 заводов и их мощности полностью закрывают потребность рынка.
Рынок инфузионных растворов обеспечивается в основном за счет внутреннего производства, хотя импортные растворы считаются наиболее качественными, говорят эксперты. Доля растворов хлорида натрия и глюкозы из общего объема инфузионных растворов занимает 60– 80% рынка в натуральном выражении. При этом доля импорта в этом сегменте не превышает 1% всего объема потребления.
Кроме большого количества игроков, конкурентная среда сложная еще и из–за того, что основные покупатели растворов — это больницы и поликлиники. Закупки идут через госзаказы, а значит, конкурировать можно только за счет цены.
"Единственный плюс нового проекта — это большие мощности выпуска растворов, сопоставимые с мощностями лидеров рынка. За счет этого можно снизить себестоимость продукции", — предполагает Дмитрий Борисов.
“
Что касается инвестиций в проект, то 2 млрд рублей — вполне достойная сумма. Но перспективы в этом сегменте, на мой взгляд, заключаются в переходе на более интересные, современные составы инфузионных препаратов: растворы солей, аминокислот и подобные, заимствованные с западных рынков. Полностью заменить физраствор они не могут, но позволят поднять суммарную наценку. Учитывая, что сам продукт недорогой, наценка в абсолютном значении с упаковки тоже маленькая. Большая доля себестоимости включает доставку физрастворов, так как эти препараты тяжелые. Как правило, растворы не перемещают по всей стране, регион обеспечивает локализованный производитель, сейчас на Северо–Западе это "Медполимер".
Георгий Побелянский
генеральный директор фармкомпании "Вертекс"
“
Производство инфузионных растворов мы осваивать не намерены, так как ориентируемся на собственные, оригинальные препараты, которые реализуются не только в госпитальном сегменте, но и в аптеках. Растворы — сравнительно недорогой товар, это означает, что основным критерием для поставщика при выборе является цена. Окупаемость завода часто связана с гарантированностью больших объемов госзакупок. В России построено несколько заводов по производству растворов, но они стоят незагруженные. Кроме того, элементы упаковки инфузионных растворов, пластиковых флаконов и пакетов, производятся на Западе, а это значит, что завод–изготовитель навсегда привязан к импортным комплектующим.
Дмитрий Буровик
генеральный директор ОАО "Герофарм–Био"
“
Рост рынка на 40% происходит за счет того, что сворачивается производство физраствора при больницах. Он дешевле заводского, но по качеству сильно устарел и не соответствует современным нормам. Скоро темпы роста рынка инфузионных растворов сильно уменьшатся, уже сейчас рынок заполнен игроками. Выход для производителей — делать растворы в современной упаковке (пластике), доля которой пока менее 10%. Петербург — большой регион по потреблению инфузионных растворов, и новый завод может полностью обеспечивать его. Однако для этого нужна мощная поддержка со стороны властей, так как бороться на тендерах пока крайне сложно из–за их непрозрачности.
Сергей Шуляк
директор по исследованиям DSM Group