На фоне стагнации авторынка дилеры оптимизируют активы. "Атлант–М" избавляется от ненужных участков, а РРТ готов продать свои центры.
Как стало известно "ДП", холдинг "РРТ" продает свой автоцентр на Пулковском шоссе. Его конкурент — холдинг "Атлант–М" тоже избавляется от ненужных активов.
Возможность обратного выкупа
Холдинг "РРТ", который в последние месяцы испытывает финансовые проблемы, пытается продать свой автоцентр на Пулковском шоссе. В 2010 году автодилер купил за 300 млн рублей недостроенное здание у холдинга "Атлант–М". Совладелец холдинга "Атлант–М" Сергей Савицкий сообщил "ДП", что недавно обсуждал с РРТ возможность обратного выкупа этого актива. Но переговоры не увенчались успехом.
Совладелец РРТ Андрей Ивойлов отметил, что такие переговоры действительно велись, но по инициативе "Атлант–М". "Мы достроили центр и предложили его выкупить за 1,4 млрд рублей. Я думаю, что они не смогли найти деньги и вышли из переговоров", — подчеркнул он.
На фото: Россия, Санкт-Петербург. Мультибрендовый автоцентр "РРТ-Моторс" открылся на Пулковском шоссе.
"После построения собственной финансовой модели мы приняли решение, что предложенная цена для нас является завышенной", — поясняет Савицкий.
По данным "Auto–Dealer–СПб", продажи иномарок РРТ в 2012 году к 2011–му упали на 5,6%, до 11 873 машин, а у "Атлант–М" выросли на 14,8%, до 5638. Рынок Петербурга в 2012 году вырос на 7% к 2011–му, а в I квартале показал рост лишь в 1% к тому же кварталу 2012 года.
Трудные времена
В прошлом году РРТ продал дилерский центр в Казани. Его купила ГК "Аларм" под автоцентр Ford. "В Казани РРТ построил дилерскую деревню из трех центров для Skoda, Nissan, Hyundai. Однако тендер на получение франшизы Hyundai нам выиграть не удалось, поэтому мы продали лишний центр за 335 млн рублей. Для нас это выгодная сделка, — отметил Андрей Ивойлов. — Мы будем рассматривать выгодные предложения о покупке дилерских центров в Татарстане, если они поступят. Всего у нас там пять центров".
"У РРТ проблемы с нехваткой оборотных средств, — говорит управляющий директор "Аларм" Михаил Шевельков. — Возможно, развитие в регионах широкой сети было недостаточно просчитано с точки зрения экономики".
"С прошлого года холдинг испытывает финансовые сложности, во–первых, у него была мощная инвестпрограмма в 6 млрд рублей по строительству в регионах, во–вторых, под конец года РРТ сменил финансового партнера, — говорит Михаил Чаплыгин из "Auto–Dealer–СПб". — Стагнация рынка автопродаж не улучшает положения компании".
Всего у РРТ 27 дилерских центров в 12 городах России. В конце 2012 года он рефинансировал кредит СЗБ Сбербанка за счет займа банка "ВТБ" и собственных средств. Сменить банк–кредитор холдинг решил после того, как Сбербанк предложил по новому траншу ставку 20%.
Кроме того, с 1 мая Олег Барабанов уходит с места генерального директора холдинга, вместо него кресло займет Станислав Кутузов, который до этого руководил в холдинге направлением GM. Не исключено, что Олег Барабанов решил сосредоточиться на реструктуризации активов холдинга и займется поиском покупателей. Вчера до бизнесмена дозвониться не удалось.
Готовы покупать
Что касается "Атлант–М", то сейчас компания достраивает в Новом Девяткино автоцентр площадью 5,5 тыс. м2. "Мы просчитываем экономическую модель этого центра и продумываем, какие марки будем там продавать", — говорит Сергей Савицкий.
Одновременно "Атлант–М" тоже пытается избавиться от балласта: компания выставила на торги участок земли площадью 16,3 га в Кудрово. "Мы видим, что рынок растет не теми темпами, какими хотелось бы, рентабельность бизнеса упала. Мы ждем очередного кризиса, чтобы купить интересные активы, а для этого нам нужен свободный денежный поток", — объяснил Сергей Савицкий.
"Сейчас не лучшие времена для авторынка, найти инвесторов непросто, — говорит независимый автоэксперт Виталий Новиков. — Очевидно, что рентабельность автобизнеса сильно упала: еще в 2008–2009 году она составляла 10–15%, а с середины прошлого года опустилась до 3–5%. Кроме того, многие автодилеры сильно закредитованы".