Ценообразование по–петербургски

Арендные ставки на конференц–залы в гостиницах во время весенне–летнего сезона меняются далеко не во всех объектах: многие отели устанавливают цены на весь год независимо от климатических условий.

Конференции, конгрессы, в которых участвуют гости из других регионов, предпочитают период традиционных петербургских белых ночей. В связи с этим некоторые гостиничные операторы, оказывающие конференц–услуги, устанавливают арендные ставки на проведение мероприятий в зависимости от сезона. Так, в отеле W в период с 1 апреля по 14 июня установлены одни цены — от 15 тыс. до 27 тыс. рублей за день аренды зала (в зависимости от площади зала), а с 15 июня по 20 июня — от 28 тыс. до 40 тыс. рублей за день аренды.
В последние пару лет спрос на конференц–услуги уже стабилизировался, в том числе и на площадки в гостиницах. Небольшие конференц–залы заполняют часто местные компании, а для них период белых ночей непринципиален. Поэтому многие операторы не выделяют этот сезон отдельно с точки зрения цен на свои услуги в конференц–секторе.

Зависит от места

По мнению Светланы Астафьевой, генерального директора ЗАО "Туррис", стоимость аренды залов зависит прежде всего от их вместимости и расположения. Например, средняя стоимость аренды в отеле "Туррис" — 2 500 рублей в час. Весной и осенью спрос на конференц–залы очень высок: ежедневно проводятся мероприятия крупных компаний различных направлений бизнеса — строительства, розничной торговли, консалтинговых и финансовых услуг и других направлений. Лето же сезон отпусков и отдыха, по этой причине снижается деловая активность, соответственно, и спрос на конференц–залы и конференц–услуги в городе уменьшается.
Однако есть иное мнение по поводу того, что интереснее для арендаторов — просто площадка и сервис–услуга.
"Конференц–услуги в составе гостиниц, как правило, интересны бизнесу, — уверен Сергей Себелев, генеральный директор компании "Альфа Инвест". — Наиболее востребована аренда зала вкупе с различными сервисами. Это кофе–брейк, а также предоставление различного конференц–оборудования в аренду, например микрофонов, проектора, флипчарта и прочего. Иногда требуется мероприятие "под ключ" — с ведущим, программой и т. д. Операторы отелей совершенно правильно выделяют это направление как отдельную услугу, которой занимаются квалифицированные специалисты по продажам и по организации мероприятий. В залах небольшой вместимости — до 50 – 100 человек — темп задают компании в сфере коучинга, бизнес–обучения, интернет–маркетинга и интернет–рекламы. В более внушительных залах — от 100 – 200 человек — несколько другая аудитория. Это компании сферы IT, фармацевтические фирмы, банковские и финансовые организации и другие".
По словам Юрия Городчука, заместителя генерального директора компании "Аркон", часто аренда небольших конференц–залов в отелях — это удачная возможность для тренингов, связанных с личностью человека. "Атмосфера гостиницы настраивает человека на иной лад, — говорит он. — Кроме того, конференц–залы в крупных отелях часто используются для различных модных показов и фэшн–мероприятий. Еще один фактор — аренда площадок в гостиницах чуть дешевле, чем те же услуги в бизнес–центрах".

Предложение и спрос

По данным исследования "Аркон", цены аренды конференц–залов в отелях вблизи станций метро начинаются от 200 – 300 рублей в час в зависимости от времени аренды, площади зала, престижа и уровня отеля. Например, в гостинице "Октябрьская" можно снять небольшой зал — от 17 до 30 м2 — на 4 часа за 1000 – 1500 рублей. В современном "Новотеле" стоимость аренды залов на день — от 6 700 до 21 500 рублей, включая кофе–брейки и оборудование. В отеле "Азимут" придется заплатить от 1400 до 2300 рублей за 4 часа, а оборудование и питание предоставляется за отдельную плату. В гостинице "Адмиралтейская" зал обойдется в 1400 рублей за 4 часа плюс отдельная плата за оборудование.
Впрочем, большинство мероприятий в Петербурге по международным меркам небольшие. По словам Светланы Астафьевой, как правило, пользуются спросом конференц–залы от 150 до 200 – 220 человек. Также стали популярны конференц–центры: зачастую крупные компании предпочитают брать в аренду сразу несколько залов, в том числе для встреч в рабочих группах. Что касается крупных площадок, то в городе по–прежнему в них недостаток. Впрочем, предложение рождает спрос — пока нет современного крупного конгресс–центра, в городе почти не проводится крупных мероприятий.

Широкий сегмент

По данным Colliers International, более половины конференций, семинаров и других подобных мероприятий рассчитаны на группы до 150 человек, еще четверть — на 150 – 500 человек. Масштабные мероприятия, рассчитанные на 500 человек и более, составляют около 10%.
По мнению Игоря Кокорева, заместителя руководителя отдела стратегического консалтинга Knight Frank St. Petersburg, выставочно–конгрессных центров уровня строящегося "Экспофорума" для Петербурга в обозримой перспективе достаточно одного. С вводом "Экспофорума" туда переместятся мероприятия, проходящие сейчас в комплексе "Ленэкспо", который будет закрыт. В то же время сегмент проведения выставок, конгрессов и прочих мероприятий достаточно широк, и потому в городе сохранится спрос и на выставочные и конференциальные помещения и меньшей площади. В том числе и на подобные услуги в отелях.
По данным "Петербургской Недвижимости", большинство строящихся и проектируемых гостиниц в городе, за исключением мини0отелей и небольших объектов, будет иметь в своем составе хотя бы один конференц–зал.
Тенденция стабильного роста рынка MICE–услуг неоспорима, что влияет на сложность процесса поиска новых клиентов, которые все тщательнее подходят к своему выбору, а также на сохранение их лояльности. В связи с активными темпами развития MICE–отрасли отели "Рэдиссон" разработали новую концепцию успешных деловых мероприятий под названием "Эволюция мероприятий" (Experience Meetings), в частности реализуемую в отеле "Рэдиссон Соня", принимая во внимание ресурсы и возможности отеля. В новой концепции учтены важные слагаемые проведения бизнес–мероприятий, такие как многофункциональные переговорные комнаты и конференц–залы, оснащенные всеми необходимыми средствами коммуникации, сбалансированное меню для повышенной умственной активности, инновационная концепция питания Brain Food ("Пища для ума"), разработанная профессиональными шеф–поварами и диетологами, а также безупречный высококлассный сервис, чтобы удовлетворить малейшие потребности гостей. Мероприятия, проводимые в отелях "Рэдиссон" в рамках концепции "Эволюция мероприятий", имеют большое значение. Важность проявляется как с точки зрения прибыльной составляющей, так и с точки зрения имиджевой отдачи. Максимальная ориентация на клиента и его высокие требования позволяют добиться лояльности от клиентов и партнеров отеля. Более того, MICE–отрасль — это возможность установления новых бизнес–контактов и связей, постоянного профессионального роста. Тот факт, что процесс внедрения "Эволюции мероприятий" был продуман до мелочей, а сотрудники получили доступ к регулярными тренингам, позволил в достаточно краткие сроки принципиально видоизменить направление MICE–деятельности в отелях "Рэдиссон". В результате отзывы о сервисе и условиях, получаемые отелями "Рэдиссон" в медийных средствах, формируют их положительный имидж, открывают новые возможности роста и прогрессивного развития.
Юрис Зудовс
генеральный управляющий отеля "Рэдиссон Соня"