"Деловой Петербург". Фермер на время

Автор фото: Global Look Press

В отпуске можно лежать на пляже, а можно доить ламу или собирать манго. Причем не получая за это ни гроша.

Преподаватель Андрей Павлов прошлое лето провел на Алтае. "На небольшой ферме помогал выращивать и собирать лекарственные растения, за это получил комнату и еду, а в свободное время ходил в горы, купался в озерах, ездил по окрестностям", — рассказывает он. На российской ферме он впервые, хотя раньше собирал оливки в Италии, кормил собак на Аляске и убирал коровники в Бразилии.
"Я путешествую по фермам уже несколько лет, — говорит Андрей. — И лишь недавно задался вопросом: а не попробовать ли поработать на ферме в родной стране?"
Найти ферму в России оказалось непросто: предложений пока в сотни раз меньше, чем в Великобритании, странах Скандинавии, Англии или США, где этот вид туризма уже давно популярен.
"Не сразу, но нашел интересное предложение на Алтае. А этим летом собираюсь на Камчатку", — говорит Андрей Павлов.
Особого опыта ведения сельского хозяйства у Андрея нет. "По специальности я преподаватель истории. В детстве вырастил несколько клубничин, чем горжусь до сих пор", — смеется он.

Бабочки и бамбук

Вид агротуризма, когда добровольцы работают на фермах бесплатно, за еду и ночлег, появился лет тридцать назад, но наибольшее распространение получил недавно, с развитием сети Интернет.
Работы, которые предлагают фермеры туристам, самые разные: от банальной прополки земляники, приготовления обеда до консервирования бамбука, кормления бабочек и ухода за кенгуру. Работают добровольцы 4–6 часов в день, а в свободное время отдыхают, путешествуют по окрестностям.
На жаргоне путешественников этот вид туризма называют вуфингом — по названию одной из наиболее известных организаций WWOOF ("Всемирные возможности на органических фермах"). Один из ее основателей Уэнделл Берри в свое время так сформулировал проблему: "Сегодняшние несовершеннолетние уже знают, откуда берутся дети, но иногда даже в 30 лет не знают, откуда берется картофель".
Когда человек присоединяется к такой организации, он платит членский взнос ($20–50 в зависимости от страны) и получает список ферм. Он сам контактирует с фермерами и договаривается о деталях. Обмен взаимовыгоден: для туристов это возможность посмотреть изнутри на жизнь страны, для фермеров — не только помощь по хозяйству, но и возможность пообщаться, попрактиковаться в иностранных языках.
Кто–то живет на ферме неделю–другую, кто–то останавливается на полгода. "Не стоит думать, что агротуризм — это удел дауншифтеров, — рассказывает Стив Карлсон, предприниматель из США, опытный вуфингер. — Ленивый не поедет. Этот способ — для активных и деятельных людей, особенно в возрасте 24–33 лет. Опыт таких странствий неоценим".

Широкий охват

Сейчас только в WWOOF зарегистрировано более 6,5 тыс. хозяйств в 100 странах, а есть и другие организации. Российских ферм в списках пока единицы.
"Я был бы рад, если бы какой–то иностранный турист захотел пожить у нас на ферме и помочь в уходе за животными, — говорит Михаил Васильев, совладелец фермы "Марьино" под Петербургом. — Но у нас такой вид туризма не развит, мне кажется, по нескольким причинам. В том числе из–за того, что на фермах не всегда бывают нормальные условия для проживания. Кроме того мешает языковой барьер: далеко не все люди, живущие на фермах, знают иностранные языки".