"Деловой Петербург". Микрофинансирование на средства от продажи скотобойни

Андрей Нарышкин (31 год) и Владимир Буланович (27 лет) продали скотобойню в Алтайском крае, чтобы заняться микрофинансированием в Петербурге.

До того как выйти на рынок микрофинансирования, молодые люди занимались перепродажей и производством мяса. Купив скотобойню в Алтайском крае в плохом состоянии, Андрей и Владимир модернизировали ее, а затем продали за 35 млн рублей, которые вложили в создание микрофинансовой организации (МФО) "Мигомденьги" в Петербурге.

Прибыль мигом

"Цены на мясо падали, дело становилось нерентабельным, поэтому мы переключились на другую область", — признается Андрей. Он говорит, что рынка микрофинансирования в 2011 году практически не было: работали две компании — "Деньга" и "Домашние деньги". У "Мигомденьги" четыре офиса в Петербурге и один в Ленобласти, еще 15 филиалов в разных регионах РФ развивают франчайзи. "Клиенты берут небольшие суммы, а отдают в случае просрочки очень большие деньги", — говорят предприниматели.
Обычно микрозаймы берутся на неотложные нужды, самая популярная сумма — 10 тыс. рублей, максимальная — 30 тыс. рублей на 5–15 дней. "Праздники, задержка зарплаты или просто импульсивная покупка" — так определяет Андрей основные цели своих клиентов.
У компании сейчас 2 тыс. активных клиентов (тех, кто должен отдать займы), за время работы услугами компании воспользовались 10 тыс. человек. Компания запустилась в 2011 году, тогда оборот за год составил 300 млн рублей, в 2012– м — 500 млн рублей, прогноз на 2013–й — 1 млрд рублей.
Чтобы открыть МФО, необходимо оформить документы и заплатить 1 тыс. рублей госпошлины. "Получить лицензию легко, а потерять еще проще, — говорит Андрей. — Необходимо постоянно обновлять и подтверждать огромный пакет документов, доказывать классификацию сотрудников".

Чудовищные невозвраты

В госреестре МФО зарегистрировано 2950 организаций (на март 2013 года). Однако, по словам Андрея, около 90% зарегистрированных МФО реально не работают. Среди крупных участников рынка — компании "Деньга", "Домашние деньги", "МигКредит", "Да!Деньги", "Деньги сразу".
Объем городского рынка эксперты оценивают в 2 млрд рублей. Хотя Евгений Гнатюк, финансовый директор МФО "Деньга", считает, что эта цифра завышена вдвое: "Конкуренция есть, и она интенсивна. В Петербурге крупных федеральных игроков помимо компании "Деньга" только двое, зато мелких игроков по меньшей мере несколько десятков".
По его словам, основные трудности для выхода маленькой компании на этот рынок — это нехватка оборотных средств и, как следствие, переоценка перспектив развития. "Организация начинает работать в расчете на быстрый и большой заработок, и вдруг оказывается, что 2% в день — это вовсе не много и может не хватать на восполнение оборотных средств из–за чудовищных невозвратов и больших расходов".