"Деловой Петербург". Глава "Водоканала" Феликс Кармазинов создал животноводческий комплекс в Ленобалсти с объемом инвестиций 400 млн рублей

Бизнесмены все чаще инвестируют в сельское хозяйство в расчете на госсубсидии. Глава "Водоканала" Феликс Кармазинов вместе с партнерами создал в Ленобласти комплекс на 1,2 тыс. голов крупного рогатого скота, который оценивается в 400 млн рублей.

Как стало известно "ДП", гендиректор ГУП "Водоканал" Феликс Кармазинов создал животноводческий комплекс — ООО "Урожайное" на 1200 голов крупного рогатого скота (КРС) в Приозерском районе Ленобласти. Объем инвестиций в проект оценивается в 400 млн рублей.
За последний год, по данным "ДП", в сельское хозяйство инвестировали петербургские банкиры Николай Шамалов и Андрей Исаев, а также девелопер Андрей Березин.
Эксперты говорят, что непрофильные инвесторы видят привлекательные условия господдержки, но не понимают реальных сложностей, с которыми столкнутся на практике.

Хозяйство вне "Водоканала"

Согласно СПАРК, ООО "Урожайное" было создано в 2011 году. Его совладельцами в равных долях являются Феликс Кармазинов, его заместитель Евгений Целиков, а также Владимир Агиян и Валентин Павлов.
"Это не мой проект. У меня там маленький кусочек земли", — заявил Феликс Кармазинов "ДП". Объем инвестиций в создание предприятия с нуля опрошенные "ДП" эксперты оценили в 400 млн рублей. Неудивительно, что руководитель принадлежащей городу компании–монополиста открещивается от дорогостоящего проекта. Впрочем, в ГУП "Водоканал" подчеркнули, что работники компании не обязаны раскрывать свои доходы. Там также сообщили, что ГУП не имеет никакого отношения к ООО "Урожайное".
Напомним, что в 2008 году Феликс Кармазинов также приобрел 0,29% акций банка "Санкт–Петербург".

Колбаса от Кармазинова

Как рассказали источники на рынке, проектные мощности "Урожайного" рассчитаны на 1200 голов, в прошлом году туда уже завезли 300 коров. В стадии строительства находятся два телятника на 200 голов каждый, а также два навеса на 800 голов.
В собственности у предприятия есть 42 га земли, в аренде — более 500 га. Еще 550 га планируется взять в аренду в Выборгском районе Ленобласти.
Разведением и убоем коров ООО не ограничится. Как рассказали "ДП" на рынке, "Урожайное" уже заказало проектирование мясоперерабатывающего цеха, где будут производить колбасы и т. д.

Поддержка бюджета

Согласно данным информационно–аналитического агентства "ИМИТ", по итогам января–февраля 2013 года на долю СЗФО приходится 6,5% производства говядины в России — это 5,3 тыс. т. Лидерами являются Вологодская область и Ленобласть — 26 и 37% соответственно.
По данным комитета по АПК правительства Ленобласти, мясной КРС разводят в трех сельскохозяйственных организациях: ОАО "Спутник" — 1 тыс. голов, ЗАО "Котельское" — 500 голов, ЗАО "Искра" — 220 голов. С учетом фермерских и крестьянских хозяйств общее поголовье мясного скота в области составляет 2,167 тыс. голов. Объем бюджетной поддержки на развитие мясного скотоводства в 2011–2012 годах превысил 100 млн рублей. С 2013 по 2015 год производители говядины получат 300 млн рублей. К примеру, "Урожайное" в прошлом году получило субсидий 8 млн рублей. В общей сложности все предприятия Ленобласти в прошлом году получили около 2 млрд рублей субсидий.
Мушег Мамиконян, президент Мясного союза России, отмечает, что развитие мясного животноводства связано с тенденцией к импортозамещению и серьезной господдержкой.
"Доля собственного мяса птицы на рынке составляет 90%, хотя в 1999 году было всего 45%. Это успешный пример того, как российская продукция может заместить импортную. Однако я считаю, что на проекты по производству говядины тратить бюджетные деньги нет смысла. Ее покупают в основном обеспеченные люди", — считает Мушег Мамиконян.
Альберт Давлеев, президент компании "Агрифуд стретеджис", отмечает, что субсидии из федерального бюджета по мясу птицы заканчиваются в 2014 году, по свинине — в 2015 году. "А вот производителей молока и говядины ожидают долгосрочные (на 15 лет. — "ДП") субсидируемые кредиты. Выплата тела кредита начинается только через 5–7 лет, а процент выплачивается государством", — поясняет эксперт.
Не все производители разделяют столь оптимистичный настрой. "Инвесторы слишком серьезно восприняли слова президента о том, что государство будет поддерживать мясное животноводство. Кто будет покупать мясо по 600 рублей за килограмм? Мы живем за счет молочного хозяйства. На бумаге все гладко. А на деле..." — иронизирует замдиректора "Котельского" Александр Денисов.

Коровы в тренде

Мода на инвестирование в сельское хозяйство началась несколько лет назад. Например, кинорежиссер Никита Михалков занялся разведением фазанов.
Впрочем, этот сектор до сих пор выглядит привлекательно в глазах непрофильных инвесторов, затевающих с нуля крупные проекты. Так, совладелец Балтийского банка Андрей Исаев приобрел девять предприятий в Ленинградской, Самарской и Псковской областях, вложив около 500 млн рублей. Сейчас он занимается молочным и мясным животноводством и планирует строить молоко– и мясоперерабатывающие предприятия, которые будут работать под собственным брендом.
Совладелец банка "Россия" Николай Шамалов создает в Приозерском районе предприятие по разведению мясного КРС. Совладелец компании "Евроинвест" Андрей Березин анонсировал проекты в сельском хозяйстве вместе с совладельцем ЗАО "Ручьи" Александром Трафимовым.
Сейчас в сельском хозяйстве непонятное время. Наша система делает нас неконкурентоспособными по сравнению с западными производителями: в России цены на энергоносители и зерно в несколько раз выше. Я считаю, что небольшие хозяйства сегодня неперспективны. Разве что инвесторы рассчитывают на господдержку и дальнейшее развитие в крупные производства. Вкладывать деньги с нуля имеет смысл только при сверхдоходах, как, например, в банковском секторе. Лишние деньги надо вложить? А попробуем–ка в сельское хозяйство. Вдруг чего получится.
Никита Мельников
Совладелец Птицефабрики "Синявинская"
Идти в сельское хозяйство — это либо пилить государственные деньги, либо скупать землю, либо я не знаю, чем заниматься. Общеизвестный факт, что это убыточный бизнес. У нас десятки компаний с начала года подали на банкротство. Рентабельность в сельском хозяйстве сейчас минусовая. Еще накладывают отпечаток вступление в ВТО и прошлогодняя засуха, после которой поднялись цены на зерно. Тем, кто уже много лет занимается сельским хозяйством, просто некуда деваться. Я бы продал и никогда больше не занимался этим, но покупателей нет.
Иван Кара
президент ГК "Пулковский"