"Деловой Петербург". Российские авиакомпании планируют осваивать лоукост-сегмент в ответ на приход зарубежных низкобюджетных перевозчиков

Автор фото: Global Look Press

В ответ на запуск британским лоукостером EasyJet дешевых (lowcost) рейсов из Москвы в Лондон лидер российского рынка авиаперевозок "Аэрофлот" планирует создать "дочку" для организации низкобюджетных перевозок.

В конце февраля гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев заявил, что компания рассматривает возможность создания лоукостера до конца 2013 года. О подобных планах, правда не уточняя сроков, ранее заявляла Ольга Плешакова, генеральный директор "Трансаэро" (вторая по объему перевозок российская авиакомпания). Вместе они контролируют 51% российского рынка.
Прежние проекты частных инвесторов по созданию низкозатратных перевозчиков в России не увенчались успехом — "Авианова", Sky Express прекратили деятельность в 2011 году.
Реализовать планы по освоению lowcost–сегмента лидеры рынка намерены при условии, что в Воздушный кодекс (ВК) РФ и в ряд других нормативных актов будут внесены поправки, позволяющие российским авиакомпаниям сократить расходы на обслуживание пассажиров. Иначе местные компании оказываются в неравных конкурентных условиях в сравнении с иностранными перевозчиками.

Ценовая атака

Британский низкобюджетный перевозчик EasyJet совершил первый рейс из московского аэропорта Домодедово в лондонский Гатвик в середине марта, преодолев сопротивление российского авиационного лобби. В официальном сообщении компании говорится, что минимальная цена перелета из российской столицы в британскую составляет 47,49 фунта стерлингов (около 2,3 тыс. рублей) — это в 4 раза ниже минимальной цены российских компаний в том же направлении. Правда, купить билет по такой мизерной цене можно разве что в день начала продаж на определенный рейс, то есть примерно за полгода до предстоящего полета. Если брать более близкую перспективу, например майские праздники, то в эти дни цены на полеты EasyJet будут только на 45% ниже минимальных цен российских перевозчиков. Соответственно, чем ближе дата вылета, тем выше цена билета.
Российские авиакомпании, как правило, применяют плоскую тарифную шкалу — продавать билеты с существенными скидками задолго до даты вылета им запретила Федеральная антимонопольная служба: ведомство посчитало, что одна и та же услуга должна стоить одинаково все время, а предоставление скидок — это демпинг.
Но гибкая ценовая политика — не единственное, что отличает лоукостеров от традиционных перевозчиков. Экономят они и на дополнительных услугах. Так, за питание на борту пассажиру придется доплачивать. Также придется доплатить за провоз багажа, но, как правило, низкобюджетные клиенты летают налегке, что позволяет лоукостерам брать на борт еще и грузы, отмечает директор агентства Infranews Алексей Безбородов. По его мнению, приход EasyJet приведет к снижению стоимости грузоперевозок. "Российские компании уделяют недостаточно внимания грузоперевозкам, а ведь именно это направление может приносить им немалую прибыль и частично компенсировать затраты на перевозку пассажиров", — уверен Алексей Безбородов.

На чем сэкономить

Российские компании, согласно правилам ВК, обязаны кормить клиентов и возить их багаж. Впрочем, эти составляющие занимают в общей сумме затрат перевозчиков не более 10%. Самое дорогое для всех авиаторов — это топливо и персонал.
"Зарплаты российских пилотов сравнялись с европейскими и уже превзошли уровень американских", — констатирует руководитель аналитического отдела агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев.
В структуре затрат российских компаний на зарплаты и топливо приходится примерно 60% всех расходов. У грандов мировой авиаиндустрии (Lufthansa, Delta Air Lines, British Airways) — менее 50%, хотя топливная эффективность воздушных судов, используемых в России и за рубежом, примерно одинаковая. Просто западные компании больше тратят на дополнительный сервис для пассажиров, а следовательно, качество обслуживания и цены у них выше.
"Отечественные перевозчики могут добиться существенной экономии, прежде всего расширяя масштабы перевозок, а также за счет оптимизации расходов, в частности на персонал", — говорит Олег Пантелеев. Расширить масштабы перевозок российские авиакомпании смогут как раз за счет освоения lowcost–сегмента. Благодаря низкой цене лоукостеры могут похвастаться высокой загрузкой самолетов — на уровне 90%. Тогда как у других перевозчиков она едва дотягивает до 80%. Кроме того, лоукостеры отличаются высокой частотой полетов — их самолеты чаще бывают в воздухе. В совокупности это дает существенный прирост объемов.
Например, EasyJet за 2012 год перевез 58 млн человек на 214 самолетах. Парк самолетов "Аэрофлота" (включая все "дочки") не намного больше — 250 самолетов, но они перевезли всего 27,5 млн человек. Все российские авиакомпании за 2012 год перевезли 74 млн человек. Для сравнения: одна из самых дорогих авиакомпаний Lufthansa обслужила за то же время 103 млн человек, а американская Delta Air Lines — 165 млн человек.
Нарастить объемы российские перевозчики могут прежде всего на внутренних линиях. Россия — огромная страна, и авиаперевозки здесь не могут быть невостребованными. Другой вопрос, что большинству россиян перелеты недоступны из–за более низкого уровня доходов, чем у европейцев или американцев. А это значит, что российским перевозчикам ради увеличения объемов перевозок необходимо начать осваивать практически нетронутый lowcost–сегмент.