Последние интервью Бориса Березовского перед смертью

Автор фото: Global look press

Во времена славы Бориса Березовского его называли "кометой" — так ярко горел бизнесмен и так быстро говорил. Однако в последние месяцы своей жизни российский олигарх стал опасным, сомневающимся в себе человеком: судебный иск на 6 млрд фунтов ($9,2 млрд) против бывшего протеже Романа Абрамовича обернулся против Березовского, и он потерял ту напыщенность, которая когда-то его определяла.

Снедаемый неудачей в судебном споре с Романом Абрамовичем, весь последний год Березовский с сожалением оглядывался на то, что в России называют "лихими девяностыми". Самоизгнанный из страны олигарх, который когда-то кричал, что он и еще шесть банкиров управляют "50% российского ВВП", потерял всякое желание защищать свое прошлое, пишет Financial Times.
В мае 2012 года, менее чем за три месяца до того, как Березовский проиграл судебное дело Роману Абрамовичу, он дал газете интервью в своем офисе.
Предприниматель редко шел на зрительный контакт и все время говорил о прежних годах с чувством вины. “Мы не думали о других. О тех, кто не был готов к (посткоммунистическому — прим. журн.) переходу, или тех, кто вообще не мог пойти на него. В то время мы не понимали, как опасен раскол общества – сколько ревности и насилия он породит. Те, кто остался позади, не были такими сложными или творческими, как мы, но они не были плохими. Мы, класс, более продвинутый в плане чувств, творчества и понимания будущего, не взяли на себя ответственность. Мы сосредоточились только на том, как можно заработать больше денег", — заявил он.
Первый сигнал о том, что Березовский резко изменил свои взгляды появился тремя месяцами ранее. На своей странице Facebook он написал: “Я раскаиваюсь и прошу прощения за то, что привел к власти Владимира Путина.”
В интервью Березовский продолжал утверждать, что он был вовлечен в темные дела Кремля и поиск преемника уходящему президенту Борису Ельцину после дефолта России в 1998 году. Ельцина уже преследовали параноидальные мысли о предстоящем после отставки суде, поэтому задачей Кремля стало найти ему верную замену.
В то время Березовский сблизился с бывшим офицером КГБ из Петербурга, который совсем недавно начал работать в Кремле — Владимиром Путиным. Олигарх был впечатлен. 
"Он выглядел храбрым. Был хорошим командным игроком. Он принял правила. Никогда не проделывал никаких грязных политических фокусов и при этом никогда не играл в игры с противниками Ельцина, как это делал предыдущий министр. Он был молод, и многие хотели видеть у власти молодого человека после долгих лет правления старого и хилого Ельцина. Он все делал строго по договоренности," — рассказал Березовский.
В 1998 году Путина назначили главой Федеральной службы безопасности, которую он вскоре "почистил", уволив около трети высших должностных лиц. Опасаясь "жучков", все встречи с Березовским он проводил в лифте. Как заявил сам Березовский, к тому времени он уже был тем, кто лично убеждал Путина в том, что именно ему суждено стать наследником Ельцина.
Спустя годы, Березовский с болью вспомнил свои слова: "Я сказал "Ну так что ты думаешь?". Мы были на его даче, и Путин ответил: "Я не хочу быть президентом. Я хочу быть Березовским".
Тем не менее, после того, как в 2000 году Березовский поссорился с Путиным и перебрался в Лондон, он получил известие о том, что человек, которому он так помогал, выдал международный ордер на его арест: "Когда я впервые услышал новость, я подумал, как слаб Путин, если ведет себя подобным образом? Я думал, что он выше этих рычагов давления и угнетения".
Больше десяти лет спустя жизнь Березовского в Великобритании развалилась. Его долги росли, и он хотел вернуться домой, но продолжал цепляться за исчезающую надежду — протестное движение против Путина, тогда еще достаточно сильное, чтобы сломать режим, который он случайно породил.
“Возможно я вернусь домой скорее, чем я думал,” — неубедительно засмеялся он во время интервью. Прошлым летом он проиграл судебное дело Роману Абрамовичу. После этого сменил свой номер, перестал отвечать на электронные письма и отказался от встреч с журналистами. Волна протеста в Москве закончилась неудачей.
За день до смерти он встретился с российским корреспондентом журнала "Forbes" Ильей Жегулевым, по словам которого, Березовский, казалось, нервничал и время от времени терял дар речи.
Жизнь потеряла свое значение, заявил ему Березовский. Он сожалел, что не остался в России, даже в тюрьме. "Михаил Ходорковский спас себя. Я не знаю, что мне с собой делать. Мне 67 лет", — пожаловался олигарх в своем последнем интервью.
Видео: Reuters