"Деловой Петербург". Автопроизводители Петербурга готовятся увеличить объемы производства

Автор фото: Trend/ Виктория Ламзина
Россия, Санкт-Петербург. Автомобильный завод «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус».

Автопроизводители Петербурга готовятся увеличить объемы производства. Но, чтобы реализовать все машины местной сборки в условиях стагнации спроса, автоконцернам придется менять маркетинговую политику. Дилеры рассчитывают на поддержку с их стороны.

В 2013 году авторынок Петербурга ожидает стагнация. По оценкам экспертов, спрос на автомобили растет все медленнее. Тем временем к 2015 году объем производства петербургского автокластера достигнет 700 тыс. автомобилей в год. Продать все автомобили местной сборки будет непросто, предупреждают эксперты.

Производственная реакция

В 2012 году пять автозаводов Петербурга и Ленобласти произвели около 500 тыс. автомобилей, что на 50% больше, чем в 2011 году. Суммарная мощность предприятий местного автокластера — 523 тыс. машин в год. На долю местных производителей приходится более трети объема российского производства иномарок. На фоне такого производственного бума результаты продаж автомобилей выглядят скромнее. По статистике комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, в России в 2012 году было продано 2,9 млн новых легковых автомобилей, что на 11% больше, чем в 2011–м. За это же время продажи в Петербурге выросли на 7%, до 204,2 тыс. автомобилей, подсчитали в "Auto–Dealer–СПб". По прогнозам экспертов, по итогам 2013 года объем продаж по России вырастет на 5%, а по Петербургу — только на 1–2%. Кроме того, сейчас на складах города, по разным оценкам, до сих пор находится 20 – 30 тыс. автомобилей выпуска прошлого года.
Реагируя на это, автозаводы приостанавливают конвейеры, расширяют модельный ряд и развивают продажи в регионах. Например, завод Nissan в феврале дважды приостанавливал работу на 1 день в связи с падением спроса. "Производители тщательно анализируют рынок, — подтверждает Михаил Чаплыгин, гендиректор "Auto–Dealer–СПб". — Они ежемесячно могут пересматривать производственные планы в плюс или в минус".
Нынешняя стагнация продаж не умеряет амбиций местных производителей. Следующий скачок производства ожидается в 2015 году, когда введут вторые очереди предприятия GM и Nissan, что позволит при максимальной загрузке всех заводов выпускать порядка 700 тыс. автомобилей в год, учитывая возможности всеволожского Ford, говорят эксперты. GM к 2015 году намерен увеличить мощность своего завода c 98 тыс. до 230 тыс. машин в год, Nissan — с 50 тыс. до 100 тыс. Кроме того, в марте 2013 года GM начинает сборку внедорожника Chevrolet TrailBlazer, а Nissan в 2014 году планирует запустить производство Nissan Qashqai.
"Каждый производитель считает, что может увеличить свою долю за счет других", — поясняет директор по развитию "Аксель групп" Игорь Седов.
Автоэксперт Леонид Клюев говорит, что к началу 2013 года в целом по России на складах официальных дилеров скопилось около 350–400 тыс. нераспроданных автомобилей 2012 года выпуска. Из них на Петербург приходится 20 – 30 тыс.
"Все эти автомобили числятся как проданные, но это лукавство статистики. Машины выкуплены дилерами у импортеров ради формального выполнения планов продаж, но не проданы клиентам. Скидки на модели прошлого года доходят до 20%", — говорит он.

Поддержка от производителя

В Европе производители в сложной ситуации падения рынка обычно оказывают рекламную поддержку автодилерам, предоставляя скидки, отсрочки по платежам, льготные условия кредитов на выкуп партий автомашин.
В условиях стагнации российского рынка местные игроки начинают перенимать этот опыт. "Мы берем на себя часть рекламной поддержки, — говорит вице–президент Ford Sollers по связям с общественностью Сергей Кириллов. — Также есть программы по стимулированию продаж различных моделей. Обычно это интересные ценовые предложения, которые могут частично или полностью финансироваться за счет производителя". В стандартной схеме импортер, входящий в один автоконцерн с автозаводом, заключает дилерские договоры с компаниями, продающими автомобили. Автодилеры каждый месяц формируют пакет заказа для автоконцерна. "Клиентские заказы (предпочтения по цвету, комплектации, модели) составляют, как правило, 40%, еще 60% — это машины, которые, по статистике дилера, пользуются у покупателей наибольшим спросом", — рассказывает Эдуард Хасанов, руководитель отдела продаж Chevrolet DAT, автоцентра "Атлант–М Лахта".
Производитель распределяет заказы между своими автозаводами и через 4 месяца поставляет автомобили дилеру. Кроме того, концерны выставляют дилерам план продаж, который может корректироваться в зависимости от сезона и ситуации на рынке. При выполнении плана дилер получает бонусы. Если на рынке продажи падают, то тогда наравне с дилером производитель также предлагает покупателю свои скидки на авто, добавляет Эдуард Хасанов.
В таких ситуациях дилер может пожертвовать своей маржой, чтобы получить бонус от импортера за выполнение плана продаж. По словам Игоря Седова, некоторым дилерам выгодно работать в ноль, получая впоследствии десятки миллионов рублей в виде бонусов от производителей.

Новые условия для всех участников процесса

"Всем участникам процесса придется переориентироваться на работу в тех условиях, в которых уже много лет живут западные рынки, когда рост продаж новых автомобилей небольшой", — резюмирует ситуацию главный управляющий директор розничного подразделения "Рольф" Татьяна Луковецкая. Речь идет о том, чтобы сделать упор на гарантийное обслуживание, финансовые услуги, продажи автомобилей с пробегом.
Татьяна Луковецкая отмечает, что по итогам 2012 года основная прибыль пришлась на реализацию финансовых услуг, trade in, бонусы и опционы. "Все большую часть прибыли дилеры получают не от продажи автомобилей, а от реализации дополнительных услуг", — подытоживает она.
Маржа дилерского автобизнеса составляет 5–10%, в премиум–сегменте она может быть больше, говорят автодилеры. Чистая прибыль в дилерском бизнесе — около 3% оборота.
В 2013 году мы не ждем серьезной динамики автомобильного рынка — предел уже достигнут, и вряд ли колебания составят более 5%. То есть, если не произойдет ничего непредвиденного, продажи в Петербурге составят 200–220 тыс. автомобилей по итогам 2013 года. Однако, продолжится перераспределение предпочтений покупателей в классах автомобилей — все больше будет продаваться малых и среднеразмерных кроссоверов. Об этом свидетельствуют и новинки в модельных рядах автопроизводителей.
Игорь Щербаков
председатель совета директоров ГК "Лаура"