Турбоускорение

Автор фото: Павел Долганов

Обозреватель "Делового Петербурга" Михаил Шевчук рассуждает, чем можно объяснить серию отставок чиновников и депутатов.

Странные вещи начали твориться в российской власти. На этой неделе вице–губернатора Петербурга Сергея Козырева уволили за профнепригодность. А чуть раньше депутата Владимира Пехтина выдавили из Госдумы за компромат. Наблюдатели в раздумьях: никогда такого у нас не бывало. Власть как будто действительно хочет трансформировать свое лицо в относительно европейское. Впрочем, при ближайшем рассмотрении больше похоже, что она просто надевает новую маску.
Вице–губернатор Сергей Козырев до последнего времени отвечал в Петербурге за ЖКХ. А теперь не отвечает — отправился в отставку. Смольный прокомментировал: "В связи с ненадлежащим контролем за деятельностью подведомственных комитетов и управляющих компаний в сфере ЖКХ". То есть де–факто признано: плохо работал человек. Не мог контролировать свои комитеты. Формулировка, мягко говоря, непривычная, потому что никогда в России при отставке чиновников не называется прямо причина. Всегда "по состоянию здоровья", "в связи с переходом на другую работу", "по завершении контракта". А вот что не справился или воровал, поэтому и попросили на выход — так не бывает.
Говорят, Сергей Козырев фактически свои комитеты уже давно не контролировал и вообще имел сложные отношения с коллегой Игорем Дивинским, да и с самим Георгием Полтавченко. Но в данном случае это роли не играет, потому что, во–первых, найдите чиновника, который не имеет с кем–нибудь сложных аппаратных отношений, во–вторых, увольнять с такими формулировками просто не полагается по чиновничьему этикету даже записных врагов. Раньше по крайней мере не полагалось. Даже если у тебя председателя комитета привлекают к уголовному делу за коррупцию, полагается сказать, что он вообще–то хорошо работал и грамотный специалист. В Смольном не скрывают, что скоротечная отставка произошла после гневного окрика Владимира Путина по поводу тарифов на ЖКХ. В итоге помимо Петербурга кураторы ЖКХ срочно ушли в отставку в Мурманской области и на Алтае.
Нельзя не вспомнить такую же необычную историю с депутатом Госдумы матерым единороссом Владимиром Пехтиным. Он заявил о сложении мандата после скандала с обнаруженной незадекларированной недвижимостью в Майами и мало того что признал, что уход связан с этим компроматом, так еще и, по слухам, ему настойчиво порекомендовал уйти глава президентской администрации Вячеслав Володин. Более того, Пехтин заявил, что скандал идет во вред "Единой России", поэтому он и принял свое решение. То есть впервые единороссы признали, что понятие "политическая репутация" существует и поведение отдельных членов партии способно этой самой репутации навредить, чего раньше также не наблюдалось.
Наблюдатели развели руками: подобная практика в странах развитой демократии является нормой. И именно через несоответствие этой норме и доказывалась показушная картонность демократии отечественной. Мол, у них скандал приводит к отставкам, а у нас — все трын–трава, "своих не сдаем", никакой реальной ответственности политики и чиновники не несут. А тут получается, что власть семимильными шагами приближается к европейским нормам.
Однако к концу недели прошла новость: Владимир Пехтин может возглавить корпорацию "РусГидро". Это такая корпорация, кресло главы которой — не то что адекватная замена депутатскому мандату, а даже, пожалуй, серьезное повышение. Оборот "РусГидро" в 2011 году — 362,6 млрд рублей. И отчитываться о доходах там не надо. А главное — ни о каком расследовании происхождения пехтинских миллионов речи конечно же не идет.
Что касается вице–губернатора Козырева, то его скоропостижная отставка, а по сути увольнение, скорее объясняется необходимостью срочных мер по экстренному исправлению рейтинга, который у президента в последнее время падал. В компьютерных играх этот прием называется турбоускорение.