Раньше были времена

Автор фото: Роман Яндолин

Видимо, чтобы превентивно дезавуировать шуточки ехидных журналистов, пресс–служба Мариинского театра озаглавила пресс–релиз фестиваля балета "Мариинский" "13–й в 2013–м". В самом деле: глядя на программу, мысль о несчастливом числе сама лезет в голову.

Видимо, чтобы превентивно дезавуировать шуточки ехидных журналистов, пресс–служба Мариинского театра озаглавила пресс–релиз фестиваля балета "Мариинский" "13–й в 2013–м". В самом деле: глядя на программу, мысль о несчастливом числе сама лезет в голову. Как тут не припомнить громкие премьеры, интереснейшие гастроли, суперсолистов, многих из которых мы впервые увидели именно на этом фестивале… Главное — у фестиваля была идея, концепция, в соответствии с которой собиралась его начинка. Как поется в частушке, "раньше были времена, а теперь моменты". Нынче "Мариинский" уподобился значительному числу мероприятий, устроенных по старому доброму принципу: отмечаем в текущей афише числа от сих до сих и называем это фестивалем.
Но, с другой стороны, балетомания ведь болезнь иррациональная, и одержимые ею граждане не концепциями в голове наслаждаются, а эмоциями в сердце. А кое–какие яркие эмоции фестиваль, хоть и 13–й, обещает. Открылся он вчера "Ромео и Джульеттой", 1 марта второй спектакль в том же составе. Классический советский драмбалет 1940 года в постановке Леонида Лавровского Мариинский театр еще летом вознамерился увековечить записью на DVD, однако тогда по техническим причинам этого не случилось и Диана Вишнева танцевала заглавную партию "просто так", хоть и прекрасно. Сейчас — оба раза под камеры, причем сегодня попутная трансляция на французском канале Mezzo. Остальной кастинг тоже отменный: Ромео — Владимир Шкляров, Меркуцио — Александр Сергеев.
3 марта самое отрадное событие фестиваля, которое даже подается как премьера: в репертуар возвращаются балеты Уильяма Форсайта. Постановка в 2004–м сочинений одного из главных современных хореографов — крупнейшее, вместе с освоением наследия Баланчина и реконструкциями аутентичных версий Петипа, художественное достижение Мариинского балета.
Традиционные бенефисы нынче отданы Екатерине Кондауровой (5 марта) и Владимиру Шклярову (8–го). Премьер продемонстрирует богатство возможностей на разностильном материале, прима–балерина — его же внутри одних баланчинских "Драгоценностей", которые всегда танцуют три разные солистки. Кондаурова же предстанет и меланхоличным Изумрудом, и страстным Рубином, и сияющим холодным Бриллиантом.
Гастролеры. Чейз Финли, свежеиспеченный премьер New–York City Ballet, "дома Баланчина", выйдет в его "Аполлоне" в закрывающем фест гала 10 марта. Ольга Есина, бывшая мариинская артистка, работающая в балете Венской оперы, танцует "Лебединое озеро" (9–го). Премьер Английского национального балета Вадим Мунтагиров — "Баядерку" (7–го). Уж такое балет любвеобильное искусство, что на всякого артиста найдется своя, тех или иных размеров, армия поклонников. Подразделение Светланы Захаровой будет удовлетворено встречей со своим кумиром 4 марта в "Жизели", фанаты Ульяны Лопаткиной встретятся с ней в новой для нее партии Титании в "Сне в летнюю ночь" Баланчина, премьеру которого показали летом (6 марта).
Не сказать — обнадеживает, но во всяком случае вызывает любопытство показ творческой мастерской молодых хореографов (9–го в 15 часов). Шесть миниатюр поставили и уже знакомые авторы (на них–то как раз никаких надежд возлагать не приходится), и артисты Мариинского балета, дебютирующие как хореографы. Как знать: ведь и великий Баланчин когда–то был простым танцором Жоржем (как звали его товарищи) Баланчивадзе… Особенно интригует использование одним из постановщиков в звуковом оформлении фрагментов сделанной NASA записи магнитосферы Юпитера.