Премьер-министр Японии собирается скупать иностранные гособлигации и таким образом ослабить иену, несмотря на обещание не делать этого, данное на переговорах "Большой двадцатки". Ослабление японской валюты может привести к новым проблемам в мировых торговых отношениях.
Премьер-министр Японии Синдзо Абэ заявил японским политикам, что Центральный банк может начать покупку иностранных облигаций и принимать меры по поддержке фондового рынка, пишет The Telegraph.
"Некоторые мнения призывают к покупке иностранных облигаций", – заявил он, демонстративно отказываясь исключать подобные действия. Эти слова идут вразрез с заявлением на саммите G20 в минувшие выходные о том, что все крупные державы будут "воздерживаться от конкурентной девальвации".
Покупка иностранных облигаций – совсем не то же самое, что смягчение кредитно-денежной политики (QE), как было в США и Великобритании, и это переходит хрупкую политическую грань.
На фото: Global look press
"Это было бы прямым нарушением заявления G20. Мы считаем, что он заявил об этом для того, чтобы убедить рынки в том, что у Японии есть неограниченная мощь, чтобы при необходимости удерживать иену. Он пытается раз и навсегда сломать психологию дефляции", – считает Ганс Редекер от Morgan Stanley.
По словам
Джеффри Кендрика из Nomura, неписанное правило гласит, что девальвация может стать побочным эффектом QE, и в этом случае она будет допустима, потому что политика была направлена на внутреннюю экономику, в основном чтобы препятствовать дефляции и снизить уровень безработицы.
“Люди буду расстроены, если японцы начнут прямое вмешательство в валютную политику других государств. США боятся, что, если они позволят сделать это Японии, то потом не смогут остановить и Китай", – добавил он.
В прошлом году весь мир закрыл глаза, когда массовую покупку европейских гособлигаций начала Швейцария, но Япония в 14 раз больше Швейцарии. Те же самые действия со стороны Японии могут нарушить всю мировую торговую систему.
В начале 2011 года, после трагедии на Фукусиме, правительство действительно начало покупать иностранные облигации, чтобы остановить рекордный рост иены. Это допускалось в качестве "единичного" случая в чрезвычайной ситуации.
Теперь все обстоит иначе. Иена уже подешевела на 30% против евро и на 20% против доллара с октября прошлого года, когда стало ясно, что победу на выборах одержит Синдзо Абэ. В понедельник японская валюта достигла наименьшего за три года уровня.
По видимому, Япония сочла переговоры "большой двадцатки" зеленым светом для дальнейшего продвижения новых принципов валютной и налоговой политики, отмечает Стивен Джен от SLJ Macro Partners.
Лауреат Нобелевской премии по экономике Пол Кругман считает, что "валютные войны" - плюс для мировой экономики, попавшей в ловушку ликвидности. Они станут глобальным денежно-кредитным стимулом. Япония, США и Великобритания пытаются проводить экспансионистскую денежно-кредитную политику, обесценение валюты при этом станет побочным продуктом. Стимулирующая политика - это именно то, что нужно всему миру," - заявил он.
“Правда, Европа может почувствовать потерю конкурентоспособности. Но и на это есть свой ответ: подражайте другим развитым странам и сделайте так, чтобы Европейский центральный банк тоже принимал участие. Это будет хорошо для всех”, - добавил Пол Кругман.