Из бесправного работника мигранты превращаются  в силу, которая будет диктовать условия работодателям

Портрет трудового мигранта меняется на глазах: из бесправных работников, плохо понимающих русский, приезжие постепенно превращаются в силу, которая скоро будет диктовать условия работодателям.

"Мигрант теперь уже не тот, что прежде. Еще 3–4 года назад картина была иной! И эти изменения вскоре каждый работодатель прочувствует на себе", — заверил заместитель начальника отдела УФМС в Кировском районе Дмитрий Котов. По его словам, если раньше настучать на работодателя, использующего труд мигрантов, предпочитали сами петербуржцы (борющиеся, например, с магазином по соседству), то теперь жаловаться в госорганы на работодателя приходят сами гастарбайтеры.
Нарушения при приеме на работу одного мигранта для работодателя оцениваются штрафом до 1 млн рублей. "Случаи не единичны, в целом можно говорить о зарождении нового тренда", — заверил представитель УФМС на встрече с бизнесом в Петербургском союзе предпринимателей, посвященной вопросам трудоустройства мигрантов. Кроме того, просматривается еще одна тенденция: мигранты начинают объединяться в профсоюзы и коллективно защищать свои права. Например, в конце 2012 года, перед началом зимнего сезона, у ТЮЗа бастовали 50 дворников Невского района, требовавших выплаты долгов по зарплате. "Все они по своей инициативе пришли к нам и вошли в профсоюзную организацию", — рассказал председатель межрегиональной организации "Новые профсоюзы" Леонид Родин. В начале февраля акция протеста прошла уже в Купчино, около офиса ОАО "Жилкомсервис № 3 Фрунзенского района".
Депутат ЗС Ирина Иванова уверена: в дальнейшем по отраслевому принципу будут объединяться и другие недовольные своим положением мигранты, например продавцы или производственные рабочие. "Причины таких акций ясны — фактов нарушения работодателем прав мигрантов не становится меньше", — рассуждает она. Все это происходит на фоне улучшения знания русского языка — приезжих из стран СНГ теперь не только обучают за бюджетный счет, но и обязывают сдавать экзамены.

Тайный узбек уже здесь

По разным данным, в Петербурге проживает никак не менее 1 млн мигрантов. По официальной статистике УФМС по Петербургу и Ленобласти, официально в 2012 году право работать получили всего 259 тыс. человек —на 74 тыс. больше, чем в 2011 году (см. инфографику).
"Но в реальности все эти цифры можно умножать минимум на три. Нелегалов подсчитывают, только если поймают. Также я считаю, что уезжают из России, можно сказать, единицы — выходцы из СНГ едут сюда не только заработать, они хотят остаться", — говорит Ирина Иванова. По ее словам, мигранты активно перемещаются по всей стране, и отследить, где осел нелегал, невозможно. "Если не устраивает размер оплаты, он просто переезжает", — считает депутат.
Зато сами за себя говорят объемы средств, перечисляемых приезжими за границу. Основные потоки денег уже который год устремляются в три страны — Узбекистан, Таджикистан и на Украину, и Петербург занимает второе место после Москвы по объемам переводов. За III квартал 2012 года физлица по всем системам денежных переводов перечислили из России в Узбекистан $1,9 млрд (рост на 31% по сравнению с III кварталом 2011 года), в Таджикистан — $1,2 млрд (рост на 17%), на Украину — $0,7 млрд (рост на 6%). Из стран дальнего зарубежья лидерами стали Китай и Грузия.

Без них никуда

Как сообщил в своем докладе о подготовке к зиме вице–губернатор Сергей Козырев, теперь Петербургу без труда мигрантов в уборке города обойтись почти невозможно. С ним согласен первый заместитель председателя петербургского отделения "ОПОРы России" Андрей Горюнов, который отмечает, что такая ситуация складывается не только в Петербурге. "Если сейчас, к примеру, убрать всех мигрантов из ЖКХ в столице, Москва просто встанет, ничего не будет работать. Да, приезжих становится больше. Но следует смириться с этим фактом, России они нужны", — настаивает он.
Представители строительного рынка, одного из лидеров по привлечению иностранной рабочей силы, также соглашаются, что без мигрантов в отрасли не обойтись и ситуация в будущем вряд ли станет иной. По информации директора отраслевого объединения строителей "Союзпетрострой" Льва Каплана, из 180 тыс. только легальных работников строительной сферы Петербурга около 70% на сегодня приходится на мигрантов. "Работники–россияне еще есть, но они желают занимать в основном руководящие позиции,например, становятся прорабами, мастерами", — рассказала гендиректор компании "Лентехстрой" Екатерина Владыко.
Аналогичная ситуация в сфере пассажирских перевозок. "Еще 3 года назад водительские права категории D получали 1,5 тыс. петербуржцев, а за последний год — всего 300 человек. А ведь транспортные потребности города не снижаются", — отмечает Василий Киселев, председатель правления НП "Ассоциация перевозчиков пассажиров" (объединяет СПб ГУП "Пассажиравтотранс", ОАО "Третий парк", ХТК ООО "ПИТЕРАВТО" и др.). По его словам, восполнить нехватку сотрудников за счет жителей других областей Северо–Запада также невозможно. "Дело не только в уровне зарплат — это действительно тяжелая работа с большим количеством рисков. Но и водителей–мигрантов сейчас тоже не хватает", — резюмирует Василий Киселев.
Россия сейчас находится в самом начале того пути, который уже прошла Европа и США. Все, что сейчас происходит в среде мигрантов, — абсолютно нормально, так было везде. Сперва они — забитые люди, которые не знают своих прав и сбиваются в кучки. Затем начинается адаптация, у приезжих повышается самосознание. Через какое–то время мигрант — уже полноправный член общества. Лет через десять увидим, что гастарбайтеры–дворники превратились уже в начальников ЖЭКов! И давно пора пересмотреть многие нормы законодательства, может, даже квоты отменить.
Андрей Горюнов
первый зампредседателя СПб отделения "ОПОРы России"
К заявленной численности жителей Петербурга (5 млн человек) можно смело прибавить около 2 млн — это как раз мигранты и есть. Потенциальных опасностей в перспективе тут две. Во–первых, демпинг в уровне зарплат в разных сферах продолжится, например, профессиональный монтажник–строитель уже сейчас получает в 3 раза меньше денег, чем мог бы. Отраслей будет прибавляться. Во–вторых, есть некоторые социальные опасения. Диаспоры разрастаются и вскоре, вполне возможно, смогут диктовать не только условия работы, но и правила поведения и жизни. Ассимиляция — это миф.
Алексей Третьяков
председатель петербургской Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка