Усиленное питание

Автор фото: Trend/ Павел Долганов

Рестораторы планируют активно развиваться, невзирая на нехватку помещений и проблемы с согласованием вывесок.

На петербургском рынке общественного питания обостряется конкуренция. Борьба за хорошие места, лояльных потребителей и звание лидера рынка в этом году обещает быть жестокой. "Игроков все больше, а пирог такой же", — говорит Борис Крупкин, совладелец "Чайной ложки". При этом эксперты рассчитывают на рост рынка на 5 – 7%.

Кофейни заварят покрепче

Одним из знаковых событий прошлого года стало открытие сразу трех кофеен американской сети Starbucks. Оператор пообещал активно развиваться как в торговых комплексах, так и в стрит–ретейле. Присутствие такого серьезного конкурента вполне может поднять сегмент кофеен в Петербурге на новый уровень, убеждены местные игроки.
Сами они активно наращивают свои сети, несмотря на то что на нехватку кофеен не может пожаловаться, пожалуй, ни один район города. У лидера рынка — "Кофе Хауз" — более 60 кофеен, в 2013 году откроется еще восемь, второе место занимает сеть CoffeeShop, у которой более 30 кофеен по всему городу, она запустит 10 кофеен, у "Шоколадницы" 27 кофеен, планирует открыть еще 10. "Рынок стабилен, и основное внимание мы уделяем качеству, потребители обращают все больше внимания на уровень кофейни", — говорит Сергей Лютов, совладелец "Шоколадницы".

Неуместный общепит

Поскольку у всех рестораторов одно требование к месту размещения заведений — это высокая проходимость, подходящих помещений катастрофически не хватает. Славу ресторанной улицы приобрел Невский пр. Его популярность растет с момента открытия ТРК "Галерея" и "Стокманн. Невский Центр". По данным агентства Astera, арендные ставки здесь составляют 6–10 тыс. рублей за 1 м2 в месяц. При этом размещению в торговом комплексе рестораторы предпочитают street–retail. "Свободных помещений в комплексах мало, ротация арендаторов редка, да и режим работы торговых комплексов подходит не всем", — поясняют в Astera. Некоторых операторов дефицит помещений заставил переключиться на развитие в других городах. Например, ГК "Васаби" на этот год не планирует открывать заведения в Петербурге, активно развиваясь в регионах России.
К традиционной проблеме поиска помещений добавилась обязанность согласовывать наружные вывески и рекламу с жильцами домов. С осени прошлого года вступило в силу постановление правительства Петербурга №1002, по которому согласие 2/3 собственников жилья — обязательное условие выдачи разрешения на вывеску. В итоге и без того непростая процедура согласования вывесок стала почти невыполнимой. Особенно остро этот вопрос встал перед рестораторами, которые открывают новые точки на первых этажах жилых домов.

Развивающийся фастфуд

Быстрее остальных сегментов фастфуда в Петербурге развиваются блинные. Сейчас в городе работает 60 кафе "Чайная ложка", в этом году планируются к открытию еще 8–10 точек, а также еще три–четыре заведения под маркой Market place. Сеть из 56 ресторанов "Теремок" вдвое увеличит инвестиции на развитие в этом году, так как планирует открыть 20 ресторанов — вдвое больше, чем в прошлом году. При этом развитие формата уличного киоска компания остановила.
"Мы решили больше не открывать киоски–блинные, потому что происходит ежегодное снижение трафика примерно на 5%", — объясняет Елена Федотова, начальник департамента маркетинга компании "Теремок". По ее мнению, хорошая альтернатива уличной торговле — круглосуточные окна выдачи при ресторанах. Такой формат дает прибавку к выручке в размере 5%, отмечает Елена Федотова.
А вот рынок японской кухни уже перенасыщен, считает руководитель отдела маркетинга "Кофе Хауз" в Петербурге Алена Китаева. Именно по этой причине "Кофе Хауз" не выводит в Петербург свои проекты "Азия кафе" и "Винегрет кафе".

Рестораны без курения

Осенью правительство России одобрило законопроект о запрете курения в общественных местах, но для ресторанов, кафе, баров предусмотрено поэтапное введение запрета. Хотя полный запрет будет действовать с 1 января 2015 года, некоторые рестораторы уже сейчас меняют формат заведений. Так, во многих ресторанах компании Ginza курение с недавних пор полностью запрещено.
В этом году мы хотим инвестировать в развитие в Петербурге 100 млн рублей и по итогам года стать лидером и по числу точек, и по количеству клиентов. Пока наша сеть на втором месте после "Кофе Хауз". Масштабное развитие кофеен CoffeeShop пройдет также и в Москве, и в регионах. Конкурентная обстановка в Петербурге изменилась с открытием Starbucks, я надеюсь, что теперь изменится и потребительское поведение, спрос сместится в пользу более качественного предложения. Это бы помогло укрепиться и нашей компании.
Максим Макшанов
генеральный директор ООО "Кофе СЭТ" (CoffeeShop Company)
Я бы охарактеризовал петербургский рынок общепита как большой суши–магазин. По моим прогнозам, в этом году город охватит мода на паназиатскую кухню, это будет массовый тренд, откроется много ресторанов паназиатской кухни, появятся дополнительные "вок–меню" в привычных для нас ресторанах. Для меня заметны только те рестораторы, которые относятся к своему делу с профессионализмом, например, по–настоящему порадовало открытие культового заведения Buddha–Bar, жду появления новых ярких проектов на рынке Петербурга.
Михаил Мышалов
владелец ГК "Васаби"