Накормить всех, кто сыт

Автор фото: Яндолин Роман

Предприятия пищевой промышленности сделают ставку на повышение добавленной стоимости продуктов, чтобы преодолеть спад продаж.

Пищевую промышленность Петербурга и Ленобласти отличает высокая консолидация. Для большинства отраслей характерно присутствие двух – трех лидеров, от которых и зависит состояние рынков.
Темпы развития пищевой промышленности в последние годы замедлились. Отчасти это связано с тем, что предприятия прошли стадию интенсивного роста — основной объем инвестиций уже внесен, масштабного расширения компании не планируют. По прогнозу ЗАО "Агриконсалт", до 2020 года ни одно направление переработки не вырастет более чем на 10%.

Хлебом наелись

Основные производители хлеба в Петербурге и области — ОАО "Каравай" и ОАО "Фацер", также заметную долю занимает хлебокомбинат "Арнаут".
Объем производства хлеба и хлебобулочных изделий сокращается. Это общероссийская тенденция продолжается уже несколько лет и объясняется изменением структуры потребления.
Россияне стали есть меньше хлеба, а если и покупают его, то предпочитают более дорогой и качественный продукт. Сохранить и даже улучшить позиции на падающем рынке хлебопекам помогает производство хлеба с добавленной стоимостью. Для этого предприятия разрабатывают новые рецептуры хлеба с различными добавками.
По прогнозам ЗАО "Агриконсалт", при оптимистичном сценарии этот сегмент рынка способен расти на 16% ежегодно. Хотя отчасти этот рост обусловлен низкой базой.

Молочная конкуренция

Похожая ситуация складывается на рынке молока. С повышением уровня благосостояния растет интерес потребителей к более дорогостоящим продуктам: йогуртам, молочной продукции, а потребление питьевого молока остается невысоким. За счет высокомаржинальных молочных продуктов участники молочного рынка ожидают прироста производства на 3–5%.
Отдельные игроки озабочены обострением конкуренции на рынке — ее создают игроки из других регионов и зарубежные производители. Традиционно сильные позиции у молочных комбинатов Белоруссии, которые получают господдержку и способны даже с учетом транспортных расходов привозить недорогие молочные продукты, сыры.

На готовенькое

Рынок мясопереработки существенно пострадал во время кризиса и продолжает сокращаться.
По данным "Агриконсалта", объемы производства колбасы, сосисок, сарделек ежегодно снижаются в среднем на 3%. Исправить положение переработчики рассчитывают за счет нового тренда: вместо колбасы и мяса покупатели стали предпочитать мясные полуфабрикаты. При оптимистичном сценарии переработчики могут рассчитывать на рост рынка в 7%.
Из законодательных изменений мясопереработчиков ждет появление техрегламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции". Он упростит классификацию мясопродукции для производителей России, Белоруссии и Казахстана.
Можно прогнозировать увеличение продаж мясных полуфабрикатов. Доходы россиян стабильно растут, население крупных городов увеличивается. У жителей мегаполисов мало времени, поэтому развитие такой категории, как готовые мясные продукты (convenience food), — одна из стратегических инициатив "Атриа Россия". В производственную площадку в Горелово мы инвестировали 70 млн евро. Мы считаем, что этого хватит еще на 3 или 4 года, после чего мы будем вкладывать средства в расширение своих производственных мощностей.
Ярмо Линдхольм
исполнительный вице–президент "Атриа Россия"
Благодаря вступлению в ВТО российский рынок становится все более открытым, растет импорт молочной продукции и заинтересованность иностранных компаний в развитии бизнеса в России. Иными словами, российский рынок становится все более привлекательным для вложения капитала. Перспективы хорошие благодаря низкой базе — россияне пьют мало молока. Для сравнения, среднестатистический житель Европы выпивает в год 49 л коровьего молока, американец — 50 л, а россиянин — лишь 28 л.
Мика Коскинен
генеральный директор ООО "Валио" в России и СНГ