Глава "Ленполиграфмаша" создает на территории завода креативный кластер

Кирилл Соловейчик создает на территории завода "Ленполиграфмаш" на Петроградской стороне креативный кластер площадью 20 тыс. м2.

В то время как Смольный выбирает площадку для создания городского креативного кластера, в том же направлении двигаются и частные инвесторы. Генеральный директор и основной владелец завода "Ленполиграфмаш" Кирилл Соловейчик рассказал dp.ru, что планирует привлекать на территорию завода представителей творческих и инновационных индустрий и готов частично инвестировать в редевелопмент помещений под креативный кластер.

Смена профиля

До недавнего времени территория "Ленполиграфмаша" развивалась как обычная промышленная площадка Петербурга: производство постепенно переезжало, освобождавшиеся площади заполнялись разношерстными арендаторами по невысоким ставкам.
Однако в 2012 году заводская территория стала притягивать представителей творческой индустрии, а за ними и развлекательные заведения. В прошлом году на территории завода открылись центр дизайна и урбанистики Make It, музыкальный клуб "А2", бар Social, клуб Case Club, готовится к открытию центр молодежного инновационного творчества FabLab.
"На самом деле это часть продуманной стратегии привлечения именно этих арендаторов. С одной стороны, им должно быть комфортно на этой территории, а с другой — когда есть стратегия, можно создавать централизованные общие услуги", — рассуждает Кирилл Соловейчик. Среди таких услуг — помощь в бухгалтерском учете и IT–сервисы, планируется создать общие конференц–зоны и организовать питание сотрудников. Кирилл Соловейчик признается, что идея подобного развития территории пришла к нему еще в 2009 году,но, поскольку возглавил "Ленполиграфмаш" он только в апреле 2012–го, активное развитие началось только тогда.
"Мы создаем квартал для различных видов высоких технологий и креативных компаний, удобный для работы и для тех, кто к ним приходит в гости, — объясняет Кирилл Соловейчик. —Наверное, да, мы создаем креативный кластер".
Особенность площадки "Ленполиграфмаша" в том, что на части площадей все еще идет производство. Владельцы завода надеются, что сюда придут высокотехнологичные компании, разработческие и инжиниринговые центры, которые смогут воспользоваться мощностями завода для выпуска своей продукции. Кроме того, сейчас рассматривается возможность увеличения образовательной составляющей на этой территории. В частности, команда коворкинга "Зона действия" занята поисками площадки для образовательного кампуса, и один из рассматриваемых вариантов — как раз Петроградская сторона.
Всего под различные проекты планируется выделить около 20 тыс. м2. По оценке Knight Frank, на преобразование 1 м2 производственных помещений здесь потребуется минимум $300-500.
"Тяжело сказать, сколько инвестируем непосредственно мы. Например, мы готовы давать существенные льготы по начальной аренде, и это тоже своего рода инвестиции", — отмечает Кирилл Соловейчик.
Представители креативных индустрий, как правило, приветствуют создание единых творческих площадок. "При большом количестве профильных арендаторов возникает определенный синергетический эффект, который идет на пользу арендаторам, а город получает новое культурное пространство. К тому же в дальнейшем возрастает и стоимость земли", — рассуждает главный редактор журнала "Проектор" Митя Хоршак.
Основатель центра дизайна и урбанистики Make It Максим Шпаковский считает, что проблема "Ленполиграфмаша" на данный момент состоит в отсутствии единой концепции. "Нужно создать группу, которая бы занималась развитием территории, потому что за счет интересной активности и минимальных шагов, например таких, как организация летней сцены или катка зимой, можно привлекать людей и создавать бренд территории", — уверен он.

Городская проба

Все креативные площадки, существующие в Петербурге (лофт–проект "Этажи", бизнес–центр и креативное пространство "Ткачи" и другие), — это инициатива частных инвесторов. Исключение составляет только лофт "Факел", созданный при участии администрации Фрунзенского района.
Сейчас по инициативе руководства города ведется разработка концепции креативного кластера. В феврале комитет по инвестициям объявит площадку, на которой он появится. Работы по непосредственному созданию кластера начнутся не раньше 2014 года.
Однако государственная инициатива еще не означает бюджетных вливаний. "Очевидно, что город не готов субсидировать этот проект, — пояснили в комитете по инвестициям, — проект должен быть экономически эффективным".
"Безусловно, можно сделать успешной и государственную инициативу, я думаю. Главное — понимание целей, прозрачность и правильное управление", — полагает арт-директор лофт-проекта "Этажи" Савелий Архипенко, добавляя, что управляющих можно привлекать на тендерной основе.
Создатель коворкинга "Зона действия" Юрий Лифшиц считает правильным разделение работ по непосредственному девелопменту индустриальных площадок и их креативному управлению. "Девелопмент одной площадки требует вложения около $20-30 млн. Этим могут заниматься крупные игроки — город или серьезные девелоперы. А задача креативных управляющих — создать концепцию, общий визуальный стиль, сформировать пул арендаторов, посетителей", — отмечает он.
При этом концепцию нужно разработать таким образом, чтобы арендные ставки на помещения были близки к рыночным, и это, конечно, касается как государственных, так и частных проектов, уверены эксперты.
Рядом с "Ленполиграфмашем" зеленые зоны, набережная реки, Ботанический сад, первый дом Ленсовета, ЛЭТИ — хорошее место для подобного культурного центра. Кроме того, давно идут разговоры о переносе телевышки, расположенной неподалеку. Здание построено в 1930–е годы — это не памятник, все равно охранная зона. Проще не сносить его, тем более что там удобные большие помещения, которые можно нарезать стеклянными перегородками и брать небольшую плату с арендаторов, как это сделано, например, на одной фабрике в центре Берлина. В Петербурге такой центр был бы интересен тем же молодым архитекторам.
Рафаэль Даянов
директор Архбюро "Литейная часть–91"
Мы наблюдаем известный механизм джентрификации — развития территории через создание креативного кластера, изменение имиджа и впоследствии повышение ее стоимости. Привлекаются бедные художники, арендующие за 100 рублей, на смену приходят креативщики, которые платят уже $1000, позже здесь строят жилье. В 9 из 10 случаев это креативный квартал — временное использование территории. Срок жизни такого объединения — от 5 до 10 лет, в зависимости от того, как развивается город. Петроградка — идеальный район для подобных вещей, тем более что часть "Ленполиграфмаша" уже отдана под креативный кластер.
Олег Паченков
директор Центра прикладных исследований Европейского университета в СПб
Такие проекты, как "Этажи" и "Ткачи",  более или менее успешны, хотя с точки зрения экономической целесообразности — очень сложный путь. Нужно 10 раз подумать, прежде чем за него браться, тем более для предприятия с таким местоположением, как "Ленполиграфмаш". Нельзя опираться на опыт европейских столиц: там больше праздношатающейся публики с деньгами. Кроме того, сейчас заявлено большое количество подобных проектов, начиная с Новой Голландии, заканчивая территорией "Механобра". Конкурирующие проекты могут поубивать друг друга. Либо люди плохо понимают, либо под маркой креативного квартала хотят согласовать другие функциональные назначения территории.
Олег Барков
генеральный директор ООО "Ханса СПб Девелопмент"