"Механобр-техника" потратит 300 млн рублей на превращение промзоны в креативный квартал

Опыт Новой Голландии вдохновил собственников НПК "Механобр-техника", которые собираются превратить часть территории в креативный квартал.

Научно-производственная корпорация "Механобр-техника" , занимающая 2,2 га на 22–й линии В.О., потратит 300 млн рублей на реставрацию комплекса исторических промышленных зданий, расположенных на территории предприятия. Производитель дробильного оборудования для горной промышленности вернет им исторический облик, чтобы затем сдавать в аренду под рестораны, бутики и лофты. Пока в Петербурге реализовано лишь несколько проектов такого плана, один из них — пространство на территории острова Новая Голландия. Но идея оказалась по вкусу многим владельцам исторических промышленных зданий.

История в миниатюре

Как рассказал "ДП" основной акционер НПО "Механобр-техника" Леонид Вайсберг, из 30 тыс. м2 площадей под производство задействована только половина. Из 300 млн рублей, которые планируется вложить в проект, 30% — собственные средства компании, еще 70% — заемные.
"Это будет исторический мини–квартал, — рассказывает бизнесмен. — На территории предприятия сохранился особняк Франка, созданный архитектором В. В. Шаубом, — уникальный памятник северного модерна, включенный во все архитектурные справочники. В свое время это место принадлежало князьям Юсуповым. В XIX веке прямо под моим окном стоял деревянный особняк, в котором жил бывший офицер Финляндского полка художник Павел Федотов. И именно здесь он вечерами писал свою знаменитую картину "Сватовство майора".
По словам Леонида Вайсберга, сейчас идет ремонт инженерных сетей, замена окон. Отреставрированные площади сдадут в аренду под рестораны, бутики, лофты и т. д. Способствовать спросу на аренду со стороны коммерческих организаций должна проектируемая станция метро "Большой проспект", правда, откроется она не раньше 2019 года.

Тяжелый профиль

Профильным бизнесом для "Механобр-техники" является разработка и поставка оборудования для переработки минерального сырья. Корпорация также занимается инновационными научными разработками в машиностроении. Леониду Вайсбергу, согласно СПАРК, принадлежит 28,3% акций, остальные акции распределены между сотрудниками. Корпорация поставляет свою продукцию в десятки стран мира. Среди клиентов — АК "Алроса", РЖД, "Лукойл", "Уралкалий", крупные металлургические комбинаты и т. д. Реконструкция территорий будет первым девелоперским проектом "Механобр-техники".
Опыт реализации аналогичных проектов в Петербурге уже есть. Например, проект "Новая Голландия", который реализует компания Романа Абрамовича — ООО "Миллхаус". На острове площадью 7,6 га расположены 11 памятников федерального значения. Новую Голландию планируется застроить галереями, театрами, гостиницами и ресторанами. Всего здесь 26 зданий, их общая площадь составляет 68 тыс. м2.
Официально Новая Голландия открылась в июне 2012 года. Компания привела территорию в относительный порядок и сдала в краткосрочную аренду под выездную торговлю модным ресторанам и кафе, а также позаботилась об организации эвентов для привлечения публики. В итоге получилось общественное пространство, которое стало популярным тусовочным местом для представителей креативного класса. При этом исторические здания остаются законсервированными.
"На данный момент мы вложили около 2 млрд рублей, — рассказывает Джон Манн, глава управления по информационной политике компант ии "Миллхаус". — Бюджет на весь проект изначально оценивался в 12 млрд рублей, предполагаемый срок окупаемости — 14 лет".
Менее удачен опыт предпринимателя Игоря Бурдинского, который в 2006 году купил исторические здания завода "Красное знамя" и планировал открыть там центр современного искусства. Бизнесмен обанкротился, а здание было выставлено на торги.

Главное — концепция

По оценкам "S. A. Ricci — Санкт–Петербург" , проект "Механобр-техники" будет окупаться при стоимости аренды на уровне 1,2 – 1,5 тыс. рублей за 1 м2 в месяц. Общественное пространство, которое появится на месте старых корпусов предприятия, вполне может привлечь потоки студентов Горного университета и СПбГУ, а также туристов. Кроме того, дополнительный трафик креативному кварталу могут обеспечить выставочный комплекс "Ленэкспо" и пассажирский терминал "Морской фасад".
"Промышленной архитектуры в городе не так много, — говорит креативный директор лофта "Этажи" Савелий Архипенко. — Коммерческий успех зависит от хорошо продуманной концепции".