К религиозным чувствам приравняют чувства атеистов и патриотов

Автор фото: globallookpress

В Совете при президенте РФ  по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) завершается разработка концепции нового законопроекта о защите всевозможных чувств россиян. Впереди еще два заседания рабочей группы, а 23 января готовый документ должен лечь на стол к президенту России.

В ближайшую пятницу, 18 января, состоится очередное заседание рабочей группы Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ), на котором будут уточняться формулировки рекомендаций к спорному законопроекту. А на 23 января назначено расширенное заседание СПЧ при участии депутатов Госдумы, членов Совета Федерации и общественных организаций, после которого документ поступит на рассмотрение Владимира Путина.
Основными пунктами преткновения стали: введение уголовной ответственности за "оскорбление чувств"; расширение понятия, требующего защиты, от религиозных до любых нравственных чувств; и уточнение самого термина "чувства" и возможностей их оскорбить.
Член СПЧ Владимир Ряховский напоминает, что в России существует статья 282 УК РФ (о возбуждении ненависти либо вражды, а равно унижении человеческого достоинства), также есть статьи, предусматривающие наказания за  хулиганство и вандализм. А в административном законодательстве описаны понятия "мелкое хулиганство","свобода совести, вероисповедания". Он предлагает не вводить термин об оскорблении чувств в уголовный кодекс, при этом ужесточить уголовную ответственность за хулиганские действия, совершенные в помещениях религиозного значения, в местах проведения богослужений, дополнив уже имеющиеся статьи УК.
Еще при обсуждении законопроекта осенью 2012 года депутат от ЛДПР Ярослав Нилов предлагал заменить термин  "защита религиозных чувств" на "ответственность за оскорбление чувств граждан по принадлежности к вере", подразумевая тем самым возможность применять закон и в случае оскорбленных чувств атеистов, агностиков и других групп граждан, имеющих всевозможные убеждения. Во время обсуждений в СПЧ сформировалось новое изменение — отказаться от привязки к религиозности и прописать в законе санкции за любое оскорбление "чувств, имеющих высокое значение для разных общественных групп". Речь идет в том числе о патриотизме и "приверженности традиционным ценностям".
При этом оградить "общественные группы" от оскорбления их чувств предлагается буквально — разграничив общественное пространство и разместив предупреждения о возможном оскорблении чувств в местах с "особыми нормами поведения". Например, на входе в выставочный зал, где будет проходить неоднозначная арт-выставка, или концертную площадку, куда приглашен экстравагантный исполнитель, разместят объявления, что на проводимых мероприятиях те или иные группы граждан могут оскорбиться. Это должно избавить организаторов от ответственности за чьи-либо чувства. Это предложение уже встретило активное сопротивление как со стороны некоторых депутатов, так и со стороны общественных организаций.
Но и эти разногласия не имеют особого значения, пока не будет уточнено ключевое понятие закона — "оскорбление чувств и убеждений". Еще в ноябре Ирина Хакамада говорила о том, что чувства — это расплывчатое и неправовое понятие. Владимир Ряховский также недоумевает: "Можно оскорбить личность, лицо, группу лиц, в том числе в связи с их религиозными убеждениями. Но как можно оскорбить чувства или убеждения?"
Несмотря на то, что новая версия законопроекта "О защите религиозных чувств" должна быть представлена Владимиру Путину уже через неделю, ответственные за разработку концепции члены СПЧ Владимир Ряховский и Иосиф Дискин признают, что даже внутри Совета нет согласия по ключевым вопросам и терминам. А ведь проекту еще предстоит пройти общественные слушания,  перенести три слушания в Думе. Поэтому пока рано говорить о том, какие именно изменения ждут россиян.