Банки получили тайм–аут для перехода на нормативы "Базель III"

Автор фото: Global Look Press

Частичная отсрочка введения стандартов "Базель III" даст российским банкам дополнительное время для перехода на новые нормативы.

На прошлой неделе Базельский комитет по банковскому надзору сообщил о переносе сроков введения ряда нормативов "Базель III" с 2015 года на 2019 год. В частности, до 2019 года отложено полное внедрение минимального уровня норматива краткосрочной ликвидности банков в размере 100%. Также смягчены требования к банковским активам: в них разрешено включать ипотечные ценные бумаги, акции и облигации небольших компаний.
Западные центробанки, представители которых и формируют Базельский комитет, признали, что европейским банкам нужно больше времени на подготовку к переходу на новые стандарты. Так, отсрочка введения "Базеля III" позволит избежать ухудшения на рынке кредитования и даст дополнительное время банкам для наращивания резервов. Отсрочка введения новых правил банковского регулирования положительно скажется на европейском рынке банковских услуг, замечает Станислав Дужинский, аналитик банка "Хоум Кредит". По сообщению агентства Bloomberg, непосредственно после публикации решения Базельского комитета индекс акций европейских банков и финансовых услуг вырос на 2,1%.
Перенесение сроков введения нормативов "Базель III" сыграет на руку российской банковской системе, которая пока еще находится в процессе перехода на стандарты "Базель II".

Выиграли время

Основные изменения при переходе к стандартам "Базель III" будут касаться расчета капитала первого уровня, этот капитал должен быть увеличен до 6% активов, взвешенных по риску. Акционерный капитал должен быть также увеличен до 4,5%.
Помимо увеличения капитала банки должны будут создавать так называемые буферы капитала, объясняет Ольга Лапшина, руководитель направления анализа долгового рынка дирекции операций на финансовых рынках банка "Санкт–Петербург". Кроме того, весьма важно, что дополнительные инструменты, прежде включавшиеся в расчет достаточности капитала: отложенные налоги, инвестиции в финансовые институты и т. п., — будут выводиться из расчета. "На мой взгляд, для мелких и средних российских банков именно последний пункт будет представлять наибольшую проблему, поскольку в настоящее время некоторые из них используют данные инструменты увеличения своего капитала", — говорит Ольга Лапшина.
"Российские банки смогут перейти на новые правила более плавно, я думаю, что, учитывая степень ужесточения требований Центробанка РФ и текущее состояние системы, это позитивно", — говорит Ольга Лапшина.
Как замечает Станислав Дужинский, переход на стандарты "Базель III" должен был оказать еще большее давление на капитал российских кредитных организаций. Для клиентов розничных банков это могло означать сокращение предложения выгодных кредитных продуктов. Поэтому перенос вступления в силу нормативов "Базель III" положительно скажется на российском банковском рынке, в том числе и на потребительском кредитовании, заключает Станислав Дужинский.

В ежовых рукавицах

По мнению Ольги Лапшиной, Банк России взял курс на ужесточение требований к банкам и данный курс будет продолжен. "Если в этом году и стоит ждать послаблений от регулятора, то в основном в сфере снижения ставок и удлинения сроков предоставления финансирования", — полагает она.
Действительно, представители Центробанка РФ в последнее время неоднократно напоминали банкам о повышении требований к капиталу. Так, с 1 марта банки должны оценивать достаточность капитала не только по российским стандартам отчетности, но и по базельским. Также в целях сдерживания бума розничного кредитования ЦБ намерен повысить требования к резервам по беззалоговым кредитам физлиц.