Большинство россиян с оптимизмом смотрят на 2013 год

Автор фото: Trend/Сергей Чевалков

Откуда в россиянах неиссякаемая вера в светлое завтра.

Каждый год в последние дни перед новогодними праздниками социологи измеряют уровень оптимизма россиян. Удивительное дело: в течение года исследователям удается найти не много довольных экономической или политической ситуацией в стране. Причем недовольны в разной степени, но почти всем: и уровнемобразования в школах и вузах, и качеством услуг в поликлиниках и больницах, и ситуацией в ЖКХ, и стремительным ростом цен, и разъедающей высшие эшелоны власти коррупцией, и т. д. Но как только в воздухе начинает пахнуть мандаринами и елкой, несмотря ни на что, россияне демонстрируют удивительный в их положении оптимизм.
Например, согласно опросам ВЦИОМ , 59% опрошенных граждан РФ ждут, что наступающий 2013 год окажется или весьма удачным для них, или хотя бы такимже, как нынешний. А вот по оценке фонда "Общественное мнение", с оптимизмом в 2013 год смотрят 64% респондентов. В Synovate Comcon говорят о еще большем проценте: 43% жителей России "абсолютно согласны", что наступающий год будет лучше уходящего, еще 40% с этим "скорее согласны". А согласно опросам hh.ru, 80% опрошенных россиян в 2013 году надеются найти лучшую работу,26% ожидают повышения в должности, а 44% верят, что им повысят зарплату.
И так происходит как минимум последние 10–12 лет.В течение года мы с грустью смотрим на происходящее в стране, причем в последнее время эта грусть начинает периодически закипать, выплескиваясь в Facebook и на улицы. Но чу! Запах праздника повышает уровень оптимизма в крови, и улицы пустеют. Праздники проходят, приходит то самое завтра, которое по идее должно быть лучше, чем вчера, но которое по сути такое же, как вчера, опять грусть и недовольство от непроисходящих перемен, а к концу года вновь безумная надежда.
Откуда? Откуда берется этот неиссякаемый оптимизм и, главное, куда он девается после праздников? По поводу "появляется": очевидно, что не благодаря обещаниям власти светлого будущего в ближайшее время, иначе весь оптимизм иссяк бы уже где–то в 2008 году. Вероятно, ничем не подкрепленный оптимизм — это своеобразная защита организма перед еще большей, чем в настоящий момент, неизвестностью. Что лишний раз подтвердил несостоявшийся конец света, когда особо чувствительные россияне закупали спички и пряники, надеясь пережить конец всему. Всему! Но не личному оптимизму.
И этой удивительной особенностью россиян реагировать на праздники безудержной верой, что все обойдется и наладится само собой, прекрасно пользуется власть в борьбе с недовольством. Главное — чтобы праздников было много и длились они вечно. Поэтому вместо одних общероссийских каникул теперь их вдвое больше. В следующий раз поднимем оптимизм, когда в воздухе запахнет первомайской зеленью.