Екатерина Скобицкая Все статьи автора
12 декабря 2012, 17:41 1091

"АвтоВАЗ" в хорошие руки

Фото: Trend/ Сергей Коньков

Альянс Renault-Nissan и госкорпорация "Ростехнологии" подписали соглашение о создании СП для владения "АвтоВАЗом". Иностранцы вложат в компанию 23 млрд рублей, а взамен получат 67% совместного предприятия. "АвтоВАЗ" за счет этого может как окрепнуть, так и превратиться в предприятие по сборке.

Французско-японский альянс Renault-Nissan и "Ростехнологии" в среду подписали обязывающее соглашение о создании совместного предприятия. В новом СП, названном Alliance Rostec Auto BV, будут храниться акции "АвтоВАЗа", принадлежащие партнерам, через него же будет осуществляться управление компанией.

Минпромторг опять начнет платить за подержанные авто

Минпромторг опять начнет платить за подержанные авто

2228
Екатерина Скобицкая

На данный момент "Ростехнологиям" принадлежит 28,9% акций компании, Renault владеет 25%, а Troika Dialog Investments Limited — 20,1%. Согласно задумке иностранного альянса, СП должно будет к 2014 году объединить эти три пакета в один контрольный портфель 75% акций "АвтоВАЗа". Сначала объединят свои пакеты "Ростехнологии" и Renault-Nissan, а потом свою долю продаст им Troika Dialog. "Ростехнологии" также планируют продать 4,9% своих акций "АвтоВАЗа", чтобы оставить себе 25% плюс одну акцию.

"Сегодняшнее историческое соглашение — это уникальная сделка, которая выгодна для всех трех брендов, Renault, Nissan и Lada, и станет новым этапом успешного сотрудничества. Совместное предприятие ускорит наше развитие в России и будет способствовать конкурентоспособности АВТОВАЗа, лидера российской автопромышленности", — сделал сегодня оптимистичное заявление президент альянса Карлос Гон.

Таким образом, "АвтоВАЗ" фактически перейдет в собственность японско-французского альянса, а председателем совета директоров СП станет как раз Карлос Гон.  До 2014 года иностранцы собираются влить в компанию $750 млн или 23 млрд рублей. Renault вложит в СП 11,3 млрд рублей и получит 50,1% совместного предприятия, Nissan потратит 11,7 млрд рублей и получит 17% СП. "Ростехнологии" станут владельцами 32,9%.

Эксперты рассказывают, что большой пакет Troika Dialog остался фактически "бесхозным", его надо было пристроить в хорошие руки. В течение долгого времени велись кулуарные переговоры о том, чтобы освоить этот пакет. Но иностранцы боялись рисков и не хотели вкладываться в российское предприятие. "Ростехнологии", войдя в СП, в этом случае стали неким государственным гарантом стабильности.

/
Купить фото
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text

Самому "АвтоВАЗу" будущее видится вполне радужным: согласно недавно опубликованной программе, компания собирается к 2017 году занять 24% рынка. Сейчас доля компании составляет лишь 18%. В планах "АвтоВАЗа" также масштабные инвестиции: в производство вложат 180 млрд рублей. На модели компании потратят 33% от всей суммы, на модернизацию мощностей — 12%, на детали и узлы шасси — 18%, а в модели, которые концерн будет выпускать после 2020 года, планируется вложить 8% от всех миллиардов.

По словам главы "Ростехнологий" Сергея Чемезова, к 2020 году "АвтоВАЗ" совместно с партнерами планирует выйти на ежегодный уровень производства более 1 млн автомобилей. В 2013 году компания будет производить 350 тыс. автомобилей в год. Выпускаться будут 5 моделей трех брендов — Lada, Renault и Nissan. С 2014 года "АвтоВАЗ" также начнет выпускать автомобили бюджетной марки Datsun.

Эксперты пока осторожны в прогнозах и призывают различать официальные планы компаний и тот сценарий, который может быть реализован в итоге. Сейчас есть два варианта развития событий: "АвтоВАЗ" может как упрочить свое положение на рынке, сохраняя бренд Lada, так и превратиться в сборочную площадку для иностранных компаний.

"АвтоВАЗ" назвал провокацией сообщения об обратном выкупе своих акций

"АвтоВАЗ" назвал провокацией сообщения об обратном выкупе своих акций

168

"Многое будет зависеть от того, как внутри компании будут распределены денежные потоки. Все зависит от того, насколько Renault-Nissan заинтересованы в собственном бренде "АвтоВАЗа", будут ли они выбирать лучшее из его линейки и продолжать производство этих моделей или собирать на этих предприятиях собственные автомобили. Существует и версия о том, что иностранцы просто купили конкурента", — отмечает Денис Демин, начальник аналитического департамента ИК "БФА".

/
Купить фото
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text

Эксперт также напоминает о социальных последствиях сделки: есть существенный риск сокращения рабочих мест. Переход на новый технический уклад может серьезно снизить потребность предприятия в рабочей силе. Впрочем, эксперты все же придерживаются некоего среднего пути для "АвтоВАЗа".

"В ближайшие 2–3 года мы не ожидаем никакого сокращения производства автомобилей Lada. В России этот бренд остается лидером продаж. Если и будет какой-то производственный спад, то он будет связан с флуктуациями на внутреннем рынке. Однако в перспективе 5–7 лет сборка иностранных автомобилей на "АвтоВАЗе" будет, конечно, наращивать темп, для французов и японцев российский рынок очень интересен", — прогнозирует Алексей Рыбаков, начальник аналитического отдела ИК "Трейд-Портал".

Аналитики отмечают, что для иностранных компаний "АвтоВАЗ" жизненно важен в плане сборки их автомобилей.

"Имеется компания "Соллерс", которая занимается сборкой японских и корейских моделей. А вот французские авто кочевали по стране и не могли никак найти себе постоянного места для сборки. Полагаю, что как раз "АвтоВАЗ" и станет для них постоянно сборочной площадкой", — предполагает Владимир Рожанковский, директор аналитического департамента ИГ "Норд-Капитал".

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама