Министр транспорта и экс-глава двух ведомств Смольного (комитета по инвестициям и комитета экономического развития) написал статью, в которой рассказал, насколько плохие в России дороги и транспортная инфраструктура, и что нужно сделать, чтобы они стали лучше.
Состояние дорог в России не просто "среднее", они – тормоз на пути развития экономики – с такого тезиса начинает свою статью в "Коммерсанте" Максим Соколов: "Состояние транспортной системы по-прежнему далеко от идеала, что мешает полностью использовать конкурентный потенциал, предоставленный особо выгодным географическим положением нашей страны. Россия, по мнению экспертов, могла бы претендовать как минимум на 10-15% мирового рынка перевозок, тогда как в настоящее время ее доля составляет всего 2%".
Как следствие – высокий уровень издержек, который потом отражается на всех других ценовых показателях для потребителя: "Транспортная инфраструктура и основные фонды транспортных предприятий не соответствуют задачам модернизации отечественной экономики: сегодня уровень транспортных издержек в цене готовой продукции составляет 20-25%, что в 2,5–3 раза выше, чем в развитых странах".
Сейчас 60% дорог федерального значения не соответствуют нормативным требованиям, рассказал министр. Есть задача снизить этот показатель вчетверо.
Некоторые процессы последнего времени внушают министерству транспорта оптимизм: "Завершился процесс воссоздания дорожных фондов, приток средств в отрасль ощутимо возрос. Это дало возможность не только ремонтировать существующие дороги, но и строить новые".
Читайте также:
Адреса фоторадаров на 9 декабря
На фото: Вид город сверху, машина, дорога, рельсы, улица.
С уровнем развития инфраструктуры связана еще одна экономическая проблема – низкая мобильность граждан: "Еще одним препятствием на пути подъема экономики продолжает оставаться низкая транспортная подвижность россиян. [Она] в три-четыре раза ниже, чем в Европе и Северной Америке".
И, конечно, уровень безопасности на дорогах, который, мягко говоря, "оставляет желать лучшего": "В ДТП ежегодно погибает 19-20 человек в расчете на сто тысяч населения. Для сравнения: в странах Европейского союза аналогичная статистика составляет менее 8 человек в год", — пишет Соколов.
На этом фоне происходит вступление страны в ВТО, напоминает Соколов. И в этой ситуации можно или много потерять, или много приобрести: "Без развитой современной транспортной инфраструктуры эти задачи ["выстоять в конкуренции с западными компаниями", "занять достойное место на глобальном рынке"] невыполнимы".
Программа развития дорожной отрасли сейчас рассматривается в правительстве. Бюджет ждет коммерческой поддержки, пишет Соколов: "Чтобы выполнить все поставленные задачи, в транспортный комплекс страны необходимо направить до 2020 года 12,5 трлн рублей инвестиций, причем около 5 трлн должны составить не бюджетные средства, а поступления от инвесторов".
Для этого будут все чаще использоваться инструменты, удобные для бизнеса – заключение концессионных соглашений и ведение работ по контрактам жизненного цикла, — обещает министр.
У правительства по всем этим аспектам есть конкретные числовые показатели, которых нужно достичь, рассказывает министр: "Рост подвижности населения в полтора раза, снижение транспортных издержек в цене готовой продукции до 12-16%, удвоение экспорта транспортных услуг и объема транзитных перевозок".
Предлагаемые министерством цели – реалистичные, но не амбициозные, говорит глава ассоциации "Дормост" Кирилл Иванов: "Это примерно как поставить задачу чистить зубы дважды в день. Никакой особенной амбициозности в этом нет. Просто пока что мы чистим их раз в три дня. Здесь речь идет о необходимом минимуме".
Главной из поставленных министерством целей эксперт считает повышение мобильности населения: "Когда появится Сапсан из Смоленска в Москву, люди перестанут держать в столице офисе, перестанут всей страной там жить, будут приезжать на переговоры и уезжать. И ездить будет удобнее, и распределение налогов будет адекватнее".
Генеральный директор исследовательского агентства "Инфраньюс" Алексей Безбородов в свою очередь не уверен, что программу вообще удастся реализовать: "Главная проблема – человеческий фактор в управленческом звене. Люди там работают очень жадные и очень неумные".
Вряд ли стоит считать предложенную министерством программу амбициозной, соглашается Безбородов с коллегой: "Амбициозная – это как в Америке при Рузвельте. И это у них там еще денег не было, кризис был", - напоминает эксперт.
Интересно, что программа развития дорожной отрасли, о которой говорил Максим Соколов, была рассмотрена правительством в конце ноября и отправлена на доработку. Она предполагала, что за восемь лет в России построят 14 тыс. км дорог. В Китае столько строят в год. Если вести работы такими темпами, на подготовку разветвленной сети дорог понадобится тысяча лет, подсчитали министры.