На вторую очередь нового терминала Пулково потратят полмиллиарда долларов

Автор фото: Евгений Асмолов

Первая очередь нового терминала Пулково достроена, терминал начнет работу через год. На вторую очередь проекта потратят полмиллиарда долларов, чтобы увеличить пассажиропоток до 25 млн человек в год. Пассажиропоток будет, но цена очень уж высока, сетуют эксперты.  

Строительство второй очереди Пулково-3 обойдется в $500 млн, рассказал в четверг журналистам генеральный директор ООО "Воздушные ворота Северной столицы" Сергей Эмдин.
Новый терминал должен начать работу в декабре 2013 года. Строительство второй очереди должно начаться в 2015 году и завершиться в 2018-м.
Новый терминал будет обрабатывать международные рейсы. Ввод его в эксплуатацию позволит увеличить пассажиропоток аэропорта до 17 млн пассажиров в год с возможностью увеличения до 25 млн пассажиров к 2025 году.
Договор "Воздушных ворот" и Смольного, заключенный в 2009 году, тоже предполагал, что пассажиропоток аэропорта к 2025 году составит 25 млн пассажиров. Общий объем инвестиций был запланирован на уровне 1,2 млрд евро.
Заявления Сергея Эмдина внесли путаницу в информацию об общей стоимости строительства аэропорта. С первого раза было не очень понятно, надо ли $500 млн на вторую очередь терминала прибавлять к уже объявленной цене в 1,2 млрд евро или же нет.
К сожалению, ни в "Воздушных воротах", ни в структурах банка ВТБ, который управлет всем проектом, к моменту публикации статьи прояснить ситуацию никто не смог. Представители этих компаний просили прислать вопросы в письменном виде и обещали рано или поздно ответить на них.
Виктор Конященков, который в роли советника бывшего генерального директора ОАО "Аэропорт "Пулково" Андрея Мурова принимал деятельное участие в заключении инвестиционного  договора в 2009 году, а сейчас является гендиректором этой компании, подтверждает, что изначально и предполагалось строительство в 2025 году терминала на 25 млн пассажиров в год в рамках общей суммы. И, скорее всего, $500 млн, о которых говорил Сергей Эмдин, включены в 1,2 млрд евро. Так что об увеличении общего объема финансирования речь, по мнению Виктора Конященкова, не идет.
Сейчас на строительство первой очереди нового терминала уже освоено более 0,5 млрд евро, и работы будут вестись еще год. Всего на первую очередь планируется потратить около 0,7 млрд евро, на вторую - около 0,4 млрд.
Такое значительное увеличение пассажиропотока станет возможным благодаря тому, что Пулково станет крупнейшим североевропейским хабом и пересадочным пунктом, рассчитывают руководители проекта.
Этот оптимизм разделяется не всеми экспертами: у Петербурга много конкурентов, а визовый режим России и отношение властей к авиакомпаниям-дискаунтерам только добавляют сложностей.
Планировать такой пассажиропоток вполне рационально, возможно, Петербург "перетянет" какую-то часть транзитного потока из других аэропортов региона, например, Риги, говорит глава агентства Infranews Алексей Безбородов.
Достижение такого пассажиропотока было бы еще более реальным, если бы у Пулково была хорошая "своя" авиакомпания, полагает глава консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. "Если визовый режим будет упрощаться, увеличится и туристический поток", - считает эксперт.
Надо отметить, что не так давно "Пулково" фактически лишился своей базовой авиакомпании "Россия", которая некогда входила в единое с аэропортом ФГУП. Год назад "Россия" перешла в управление ОАО "Аэрофлот", и ее возглавил глава петербургского представительства "Аэрофлота" Сергей Белов. Сейчас "Россия" хоть формально базируется в Петербурге, но говорить о какой-то самостоятельной политике этого перевозчика вряд ли приходится.
Другой авиакомпанией, которая формально считается базовой для "Пулково", является ОАО "Трансаэро". Однако все ее органы управления находятся в Москве и основной флот также располагается в московских аэропортах.
Стоимость проекта строительства нового терминала эксперты считают высокой. "У нас в России вообще всегда все дорого", - иронизирует Борис Рыбак.
"Аэропорт Атланты построен за 2,5 млрд долларов, - приводит сравнение Алексей Безбородов. – Его пропускная способность – 200 млн человек в год. А мы за миллиард евро увеличиваем пассажиропоток вдвое, на 12-15 млн человек. Вот и считайте, дорогой ли проект".