Издержки автогосударства

Автор фото: Чевалков Сергей

Внештатный автор dp.ru обращает внимание на повсеместное пренебрежение автомобилистами не только Правилами дорожного движения, но и элементарной порядочностью по отношению к пешеходам.

     Сверхпоказательный пример: идя в Таврический дворец на Международный форум по безопасности на дорогах, то есть посвященный борьбе с безобразным поведением автомобилистов, встречаю группу автоинспекторов, которые блюдут дорогу на форум для сотен чиновников и специалистов, озабоченных правильным поведением автомобилистов. А поблизости от них куча машин стоит на тротуарах, на зебре. Спрашиваю инспекторов: «Почему не обращаете внимания?» Они же: «А знаете, сколько у нас сотрудников сократили? В Центральном районе - с 50 до 28, в иных районах хуже. Некому работать!»…
   Перехожу многолюдную Народную улицу Невского района на зеленый, а прямо передо мной и сзади меня, рассекая группки людей, норовят проскочить, догоняя свой «сбежавший» зеленый, то один автомобиль, то другой. Напротив скромно стоит автоинспектор, офицер. Я к нему:
   - Вы видели?!..
   - Видел.
   - Так что же не действуете?
   - А у нас теперь, с новыми законами, только видеорегистрация нарушения может дать возможность разбираться с нарушителем правил. А иначе, я его остановлю, а он скажет: не было ничего, покажите видеосвидетельство!»  
   Я так и опешил:
   - То есть по новым законам, вроде бы основывающимся на большей строгости к автонарушителям, право скорее защищает интересы нарушителя, чем подвергающегося угрозе с его стороны пешехода?
   - Именно так, - говорит, - мы не можем теперь никак действовать в отношении нарушителя без видеорегистрации, а видеорегистраторов у нас очень немного сегодня. Да и инспекторов сильно сократили. Бывало, в смену по району, по правому берегу, выходили 18 человек, теперь - 2. При том что всего сотрудников ГИБДД в районе было 60, а после сокращений за год осталось 38 (как по этим цифрам можно догадаться, сокращения прошли преимущественно «полевого» состава. - П.Я.).
     Но вот следующий случай. На той же Народной на другой день. Улица битком забита машинами, среди которых видно несколько трейлеров, которым по этой улице ездить запрещено. Впрочем, здесь это всегда. И тут же - 2 инспектора, уже из другой смены.
   - Видите, - подскакиваю в недоумении, - большегрузы идут, огромные пробки, так почему же вы не реагируете, ведь им тут нельзя?
    И блюстители порядка вдруг просто сражают своей простотой:
    -  Да, знаем, нельзя. Но где же им ещё ездить?..
    Что же поменялось после грозной «июльской революции» с повышением штрафов?
    Всё также ёлочкой машины стоят у тротуаров. Стоят повсеместно и на тротуарах. С затонированными стеклами, «стесняющиеся», то там, то там.
    Проезжая часть на 30% занята стоящими машинами, говорит глава Ассоциации автоперевозчиков Александр Дацюк, что очень мешает движущимся машинам, общественному транспорту, который оттого и  работает крайне плохо. А это, в свою очередь, не побуждает автомобилистов на него пересаживаться, о чем мечтают городские власти (по их лишь словам), как и 4/5 (!) горожан, согласно официальным данным, ездящих на работу на общественном транспорте. Это к слову о том, что нередко от автовладельцев приходится улавливать, дескать, на авто не ездят лишь пенсионеры и прочие люди, не умеющие делать деньги, типа «отстой».
    И что ж, эта 1/5 горожан - «элита», которая навязывает нам вольно или невольно такой дикий образ жизни? (Хотя, конечно, среди автомобилистов немало здравомыслящих и ответственных перед обществом людей).
    Ну а ГИБДД, получается, сегодня практически занимается лишь происшедшими ДТП, их оформлением. Не предупреждением их, не наказаниями провинившихся, не организацией правильного движения, не защитой человека от разнузданных железных монстров, в которых сидят нарушители, а то и преступники, которые всё более раскрепощенно ведут себя на дорогах, несмотря ни на какие законы. Неотвратимость наказаний по ним ничтожно мала. У нас что-то делается, разве лишь когда проходят какие-то однодневные кампании по отлову такого-то типа нарушений.  
    Зато слишком у нас большая любовь ГИБДД к охране власти большим числом. То ли это власти так напрягают их на обеспечение своего проезда, а также на защиту центров власти от возможных манифестантов, что на остальное инспекторов просто не хватает? На Исаакиевской по 3-5 машин ДПС стоят, как ни еду мимо.
    Да, стали эвакуаторы увозить нарушителей. Но эта эффективность наказания просто ничтожная. Ибо вероятность, что накажут нарушителя, один случай на тысячи. Но перейти на квитанции под стекло, как на Западе, ну никак не решиться столичным законодателям. Неужели годами такое лоббирование со стороны желающих ставить машины, где хотят?
    И в Петербурге, при всём будто бы федеративном устройстве государства, решить такой вопрос тоже духу не хватает.
    Автоинспекторов сократили, так как согласно реформе убирали «не свойственные функции», говорят в МВД.
   И получается, что реформа полиции, новые законы ведут пока лишь не к увеличению, а к снижению эффективности борьбы с лавиной автонарушителей, имя которым - миллионы. И число их стремительно растёт сообразно темпам роста числа автомобилей на дорогах, вообще в нашем жизненном пространстве. Посмотрите вокруг: на улицы, тротуары, дворы. Всё забито поблескивающим металлом, да ещё и источающим газы. Живем в дикой тесноте, невротизация, агрессивность людей всё выше, оттого и неадекватного поведения на дорогах всё больше, говорят психологи. Порой ощущение, что вокруг царит античеловеческое автобезумие!
   В таком случае уж не пора ли думать населению об организации органов самообороны, коль вот такая наша сегодняшняя ГАИ, не говоря вообще о полиции, практически не исполняющих свои обязанности. От полиции - снова к милиции, в исконном смысле её значения, как народной самообороны от нарушителей правопорядка и преступников.
   А автомобилисты же слишком часто, как большинство зависимых, не осознают, что происходит с ними самими, что идет уничтожение нашей общей среды обитания, а кого-то - уничтожение и напрямую. Уже погибли или покалечились в ДТП за годы автобума десятки, сотни известных, порой и очень любимых народом, людей.
    Идет по сути война. 30 тысяч человек в год гибнет в России, это как город-райцентр, калечится в 8-10 раз больше, 200-300 тысяч, это как некрупный областной центр. А миллионы людей просто скорее придут к смерти от массы разрушающих здоровье факторов, что несут автомобили.
     Голосов людей, осознающих эту беду, не слышно. Потому что у нас люди власти, СМИ, как правило, не заинтересованы так поднимать эту тему. Не позволяют себе выйти за рамки мелкоэгоистических автовладельческих интересов, не созрели. А неавтомобилистов у нас подавляющее большинство всё же. Но люди - как правило, автовладельцы или едущие на служебном авто,  сознательно или подсознательно думают прежде всего о том, как им лично удобнее проехать, припарковаться.
   Такое мы отсталое «автогосударство».