Конфликт вокруг Большого театра разгорается с новой силой. Недовольные внешним видом и качеством звука (включая видных театральных деятелей) говорят о многомиллиардном воровстве и требуют смены руководства театра. Новым директором может стать Николай Цискаридзе.
Возобновилась дискуссия о судьбах Большого театра. Наблюдатели говорят о ремонте ужасающего качества, воровстве выделенных на реконструкцию театра денег, требуют смены руководства театра и привлечения виновных к ответственности.
Место нынешнего главы театра Анатолия Исканова должен занять Николай Цискаридзе, уверены несколько известных театральных деятелей, написавших на эту тему письмо Владимиру Путину.
Реконструкция Большого театра шла шесть лет – с 2005-го по 2011-й. Стоимость работ составила 35 млрд рублей. Недовольство наблюдателей вызвали и цена, и качество.
В сравнении с первоначальной сметой расходы выросли в 16 раз. Следственный комитет возбуждал уголовные дела о тройной оплате одних и тех же работ. Были претензии и у Счетной палаты. Но последствий не было.
Но еще больше претензий к качеству. Танцор Николай Цискаридзе без обиняков назвал реконструкцию "вандализмом". С ним согласны многие наблюдатели: они уверены, что производством низкокачественного новодела под видом реконструкции занимались плохо обученные граждане постсоветских стран.
Возглавляет Большой театр уже 12 лет Анатолий Исканов. Эксперты называют его "человеком Швыдкого" (экс-министра культуры). Уволить его не получается из-за коррупционных связей, уверены недоброжелатели Исканова.
Претензии наблюдателей вызывают почти все аспекты здания театра и представлений, начиная с главного – со звука. "После премьеры миланского "Дон Жуана" главный дирижер знаменитого La Scala жаловался на то, что оркестр и артисты просто не слышали друг друга, а акустику вежливо называл "суховатой". Вот уж поистине чудеса реконструкции! Об этом же говорил художественный руководитель Государственного академического симфонического оркестра имени Светланова Владимир Юровский", – напоминает Тина Канделаки.
Не лучше звука и внешний вид помещений театра. "Это, друзья мои, кромешный ужас. На месте храма искусства теперь стоит рыночный ларек", – делится неприятными впечатлениями журналистка.
Наблюдатели перечисляют проблемы: пластмассовые элементы, заменившие лепнину, канделябры "словно из "Икеи" вместо антикварных, облупившиеся элементы декора, бронзовые ручки, вызывающие подозрения в степени бронзовости, трагикомического вида шторы и шкафы в гримерных.
Раньше на колоннах был орнамент из гипса, покрытый сусальным золотом, и рамка из сусального золота, теперь – приклеенная пластмасса золотого цвета, фальшивость которой не вызывает никаких сомнений, рассказывает Николай Цискаридзе.
Не нашли недовольные зрители после реконструкции таких частей интерьера, как антикварные стулья и двери из цельного дерева. Недоброжелатели полагают, что все это украдено. Ломаются сценические механизмы, прорывает канализацию, вместо паркета на полу линолеум, в репетиционных залах низкие потолки – и этими проблемами список наблюдателей не исчерпывается.
На скользком линолеуме балерины постоянно поскальзываются и падают, а потолки настоль низкие, что подбрасывать партнерш приходится с некоторой опаской: не ударится ли головой? – тем более что такие случаи уже были, рассказывает Цискаридзе.
Почему Большой театр теперь выглядит именно так, наблюдателям кажется понятным: "Были использованы самые дешевые материалы и, вероятно, самая дешевая рабочая сила. Все это, конечно, дало о себе знать", – пишет популярный блогер teh-nomad.
Говорят недовольные и о других проблемах Большого. В частности, о низких зарплатах, особенно рядовых сотрудников, вследствие которых те увольняются и уходят в другие театры. Также наблюдателей интересует судьба 4 млрд рублей, ежегодно выделяемых Большому из бюджета, и денег, получаемых от продажи билетов.
"Если обобщить, то в стране случился очередной грандиозный попил. Посему еще мудрее будет задать все эти вопросы не Иксанову, а правоохранительным органам. За шесть лет реконструкции все самое ценное в Большом просто разворовали и распродали. И это не считая того, сколько было украдено из тех 35 с лишним миллиардов, которые выделило государство", – суммирует Тина Канделаки.
Обобщая проблемы, наблюдатели требуют смены руководства театра. На этой неделе группа театральных деятелей (в числе которых – Геннадий Хазанов, Олег Табаков, Галина Волчек и Алиса Фрейндлих) написала письмо Владимиру Путину и попросила его назначить новым директором театра Николая Цискаридзе.
Цискаридзе принимал активнейшее участие в обсуждении драматического положения Большого и выступал с острой критикой действующего руководства театра, в котором он по-прежнему работает.
Экс-министр культуры Михаил Швыдкой (директор Исканов считается "его человеком") в ответ заявил, что вряд ли из танцора Цискаридзе получится хороший директор, а вот директор Исканов, несомненно, много и хорошо работает.
Того же мнения придерживаются и некоторые из опрошенных dp.ru экспертов. Экс-глава комитета по культуре Петербурга Николай Буров назвал письмо видных театральных деятелей "эмоцией": "Я знаю очень мало творцов, способных дать трезвую оценку строительным работам и финансовым механизмам. И я знаю очень мало директоров, способных справиться с большими задачами". Анатолия Исканова Николай Буров считает именно таким директором.
Проверять финансовые вопросы, по словам эксперта, должны компетентные органы. Недоброжелатели с этим, в принципе, согласны.
"Многим не нравится все новое", – говорит Николай Буров. – Новый Летний сад, новый Михайловский театр. Мало ли кому что не нравится. Человек вообще по природе консервативен". По мнению эксперта, работы в Большом проведены на хорошем уровне, "это не халтура".
Недовольные состоянием Большого театра тем временем рассчитывают, что федеральные власти самого высокого уровня вмешаются в этот конфликт по своим, далеким от эстетики, мотивам. "Большой театр – это место статусное, билеты туда стоят от сотни у.е., я имею в виду не льготные, – пишет teh-nomad. – Туда водят иностранные делегации, большие дяди всех мастей приходят туда и делают вид, что им интересно. Короче говоря, целевая аудитория Большого – это все-таки элита. Логично предположить, что ремонт в театре затевался как раз для того, чтоб эта самая элита чувствовала себя как дома, сидя в партере на удобных, мягких, желательно антикварных креслах и созерцала, скучая, покрытую сусальным золотом богатую лепнину. Роскошь – вот что требуется от Большого, и в связи с этим десятки миллиардов рублей на ремонт – вполне адекватная запросам сумма. В итоге же VIP-публике подсунули, вы сами видели, что. Искренне надеюсь, что випы во главе с президентом лично не простят Иксанову такое пренебрежительное к себе отношение".