Арилд Ховланд: Инвесторы готовы ждать долго

Автор фото: Ефимов Кирилл
Редиссон / Radisson SAS Royal Hotel на Невском проспекте. Фасад, Невский проспект.

Арилд Ховланд, первый вице–президент по развитию бизнеса компании Rezidor в России и странах СНГ (отели Radisson и Park Inn), о сроке окупаемости гостиниц, выводе новых брендов на рынок и будущем Сочи после Олимпиады.

Сколько отелей находится в управлении компании в настоящее время и сколько объектов в процессе строительства?
— На данный момент портфель Rezidor в России включает 20 отелей, работающих под брендами Radisson и Park Inn, в сумме это более 6000 номеров. На различных стадиях строительства находится еще порядка 20 объектов в России и СНГ. Также есть ряд отелей, по которым подписаны контракты, их строительство в планах.
Согласно отчету компании за III квартал 2012 года, выручка в расчете на номер в России выросла на 10% в сравнении с прошлым годом. Вы довольны этим результатом?
— Это очень хорошее достижение. Должен отметить, что российский рынок показал наибольший прирост среди тех стран, где присутствует Rezidor. Больше остальных в стране вырос московский рынок, лично я считаю его лучшим гостиничным рынком в мире, хорошая ситуация также в Петербурге.
В регионах смешанные итоги, их нельзя сравнивать между собой. К примеру, рынок Казани, где за последние 2–3 года открылось множество новых гостиниц, перенасыщен предложением, что негативно сказывается на заполняемости. Подобное можно сказать и о Екатеринбурге. Впрочем, после прихода на рынок ряда новых международных игроков ситуация, как правило, меняется в лучшую сторону.
В каких городах появятся новые гостиницы?
— Один из ключевых регионов для развития наших отелей в настоящее время — Сочи. Здесь у нас два действующих отеля, еще шесть находятся на различных стадиях строительства. Самые ближайшие открытия в Сочи и на Красной Поляне — это отель "Radisson Resort & Congress Сочи" с самыми масштабными конференц–возможностями в регионе, а также "Radisson Роза Хутор" на одноименном горнолыжном курорте. Другие города, в которых в ближайшие 2–3 года появятся наши отели, это Петрозаводск, Челябинск, Новосибирск, Волгоград, Ярославль, Липецк, Нижний Новгород и т. д.
Для многих до сих пор остается загадкой будущее Сочи после проведения Олимпийский игр. Каков ваш прогноз?
— К Олимпиаде город получит дополнительно порядка 20 тыс. номеров. Сразу после проведения мероприятия такого масштаба, несомненно, стоит ожидать спада заполняемости и снижения стоимости номеров. Но, как показывает мировой опыт, это временное явление, которое может длиться примерно 2–3 года. Следует отметить, что после Олимпиады Сочи получит потрясающую инфраструктуру: новые отели, дороги, выставочные центры, спортивные объекты и т.д. Все это, безусловно, необходимо использовать, в этой связи целесообразно активное продвижение города как туристического и бизнес–направления.
Как вы оцениваете потенциал петербургского рынка и планируете ли усиливать свое присутствие в этом городе?
— Первый наш отель, Radisson Royal, открылся в Петербурге в июле 2001 года. С той поры произошли значительные изменения. До 2007 года отели показывали стабильную доходность, но в 2008–2009 годах, во время кризиса, ситуация вполне понятно переменилась. В настоящее время мы находимся на этапе выхода из кризиса. Сейчас в Петербурге под нашим управлением находятся пять отелей: два Radisson и три Park Inn. Многие показывают неплохие результаты. Однако рынок за последние годы стал более конкурентным, появилось множество новых гостиниц, в том числе международных операторов.
Тем не менее мы видим перспективы для роста. Интересно появление еще одного отеля Radisson с богатыми конференц–возможностями, расположенного близко к центру города. Также мы готовы вести переговоры о появлении здесь новых брендов: Missoni и Regent. В числе городов, которые, на наш взгляд, подходят для развития данных проектов, Петербург, Москва и Киев: аудитория в этих мегаполисах достаточно лояльна к известным брендам.
Какова концепция новых брендов и планируемый номерной фонд по каждому отелю?
— Hotel Missoni — результат сотрудничества с легендарным домом моды Missoni. Дизайн отелей создает Розита Миссони, используя традиционные для бренда смелые цвета и узоры и опираясь на принципы классического интерьера с добавлением локального колорита. Сегодня отели Missoni уже представлены в Эдинбурге и Кувейте, запланированы открытия в Омане, Турции, Бразилии и на Маврикии. Regent — это роскошные гостиницы класса люкс. Многие из них стали культовыми в своем роде. Мы считаем, что оптимальный номерной фонд по новым отелям этих брендов — 100–200 номеров.
Какой объем инвестиций может потребоваться для строительства отелей Missoni и Regent в Петербурге?
— Порядка 250–350 тыс. евро на номер.
На какой срок окупаемости отеля в России сегодня можно рассчитывать?
— Информация по каждому объекту индивидуальна, и она, как правило, не разглашается. Могу лишь отметить, что отель среднего ценового сегмента (работающий под международным брендом категории 3 звезды) с качественным концептуальным дизайном и грамотно выстроенной операционной деятельностью, при этом работающий в хорошей рыночной среде, в среднем окупается за 6–8 лет. Если гостиница размещается в самом центре города, а речь идет о весьма сильном рынке, возможно, период будет короче. При этом для отелей высшей категории и класса люкс период возврата инвестиций будет длиннее. Важно отметить, что отель, который неграмотно спроектирован либо его качество не соответствует текущему спросу, вряд ли станет рентабельным для владельца.
Несмотря на то что гостиничный бизнес требует долгосрочных вложений и местные банки выдают кредиты лишь на относительно короткий период — 7–10 лет, мы отмечаем готовность российских инвесторов вкладываться в новые проекты.

Справка

The Rezidor Hotel Group
Одна из самых динамично развивающихся компаний в мировой гостиничной индустрии с портфелем из более 430 действующих и строящихся отелей в 70 странах. Входит в состав The Carlson Rezidor Hotel Group (1319 отелей).
В России Rezidor работает с 1991 года. Компания является лидером среди международных гостиничных операторов по количеству номеров в России: под ее управлением 20 отелей на более чем 6?000 комнат. В Петербурге представлено пять гостиниц, их общий номерной фонд — 2476 комнат.