Превращение Центробанка в финансового мегарегулятора вызывает опасения участников фондового рынка

Автор фото: Осиченко Владимир

Участники фондового рынка опасаются, что ускоренное создание мегарегулятора финансового рынка в России приведет к коллапсу их бизнеса.

Эта обеспокоенность вылилась в довольно оживленную дискуссию в ходе ежегодной уральской конференции НАУФОР (Национальная ассоциация участников фондового рынка) "Российский фондовый рынок", прошедшей в Екатеринбурге. Правда, ответа на вопрос, как спасти рынок от новой напасти, участники конференции не нашли.
Многих участников конференции, как оказалось, шокировали итоги состоявшегося 6 ноября заседания "Открытого правительства", посвященного реформе финансового надзора в России. На нем со стороны первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова и заместителя председателя Банка России Сергея Швецова прозвучали пренебрежительные оценки существующей системы регулирования фондового рынка, созданной Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР). Например, Сергей Швецов назвал ФСФР "тормозом изменений бизнес-парадигмы российского финансового рынка" и заявил, что времени на медленное реформирование сложившейся системы уже нет.
"В адрес ФСФР раздаются заявления о том, что все плохо, - констатировал на уральской конференции Олег Вьюгин, председатель совета директоров НАУФОР. - Иногда люди, облеченные властью, делают заявления, что в России нет фондового рынка. И, похоже, эти заявления делаются не сгоряча, а с определенной целью". Целью, по предположению Олега Вьюгина, является желание побыстрее перераспределить функции регулятора фондового рынка в пользу Банка России. "Мы должны заявить на всю страну, что фондовый рынок в нашей стране есть и регулирование на нем работает. И если уж обсуждать реформу, то отталкиваться нужно от изменения профиля рисков в современной финансовой системе. То есть вести разговор по существу и не с позиции силы", - полагает Олег Вьюгин.
На заседании "Открытого правительства" в Москве Сергей Швецов представил уже согласованный с правительством проект поэтапной интеграции ФСФР в структуру Банка России. В Екатеринбурге же Владимир Чистюхин, директор департамента банковского регулирования и надзора ЦБ РФ, обосновал стремление Банка России стать мегарегулятором необходимостью контролировать системные риски, возникающие в финансовых конгломератах, включающих, помимо банков, инвестиционные и страховые компании, находящиеся сейчас под контролем ФСФР. "После кризиса 2008 года мы поняли, что нам не хватает акцента на анализе системных рисков, - заявил представитель банковского регулятора. - Банковский сектор дает много информации, но ее явно недостаточно, чтобы предупреждать системные угрозы".
Однако глава ФСФР Дмитрий Панкин видит главную проблему российского фондового рынка не в системе регулирования, а в падении активности инвесторов. "Было бы что регулировать, - посетовал он. - Мы видим, что объемы бизнеса сокращаются". По данным НАУФОР, в текущем году и капитализация российского рынка акций, и биржевые обороты падают. "Это крайне серьезная проблема и для участников рынка, и для регулятора, - нагнетал обстановку Дмитрий Панкин. - Что делать? И можем ли мы вообще что-то сделать?" В мире, по его словам, биржевые обороты тоже сокращаются. Но если там стоит вопрос, как ограничить слишком рискованные операции на бирже, то в России речь идет о необходимости увеличить количество частных инвесторов. Для этого нужно смягчать налогообложение доходов, полученных от инвестирования в ценные бумаги, и расширять возможности инвестирования в акции пенсионных накоплений.
Участники фондового рынка, присутствовавшие на конференции, пытались выяснить, чем государство не устраивает ситуация с двумя регуляторами, но этот вопрос остался без ответа. В кулуарах конференции представители брокерских компаний убеждали друг друга и корреспондента "ДП" в том, что ЦБ РФ, контролирующий сейчас менее тысячи банков, не справится с регулированием многотысячной армии брокеров, управляющих компаний и депозитариев, а также недавно попавших под контроль ФСФР страховых компаний и микрофинансовых организаций.
Это приведет к торможению необходимых рынку административных решений и в итоге - к полному коллапсу. Президент НП РТС Роман Горюнов в своем выступлении и вовсе сравнил реформу регулирования в условиях стагнации брокерского бизнеса с переездом во время пожара. По его словам, первый вопрос, который возник у участников рынка после появления концепции реформы регулирования: "А зачем?"
Константин Корищенко, председатель правления Инвестбанка, связал желание ЦБ РФ подмять под себя регулирование фондового рынка с общемировой тенденцией последних лет по усилению роли государства на финансовых рынках.
"К сожалению, рынок сегодня сам себя спасать не может, - констатировал банкир. - Объем средств, которые рынком капитализированы, существенно меньше, чем объем обязательств, сгенерированных на нем. Поэтому обращение к ЦБ РФ имеет мало отношения к модели регулирования. Это вопрос не о том, кто лучше знает рынок, а о том, за чей счет в случае необходимости спасать участников рынка, за счет бюджета или денежной эмиссии".
Константин Корищенко заявил, что не хотел бы рассуждать о макроэкономических последствиях такого спасения, то есть о высокой инфляции. Но другого пути, по его мнению, ни у России, ни у большинства стран в мире, видимо, нет, поскольку бюджеты средств на спасение фондовых рынков не имеют. "Мы в отличие от многих стран еще можем позволить себе дискуссию на эту тему. Хотя, с моей точки зрения, результат этой дискуссии предрешен", - резюмировал финансист.