Городские хостелы взяли курс на укрупнение

Автор фото: Лучинский Евгений

Сергей Морев, владелец сети хостелов "Друзья", открывает самый крупный хостел в городе. Он будет рассчитан на 44 номера и сможет принять до 180 человек в сутки. Интерес к хостелам эксперты связывают с растущей долей индивидуального туризма среди европейцев и россиян.

Хостел откроется на ул. Восстания и станет пятым в сети "Друзья", крупнейшей в Петербурге по числу мест. Их в сети теперь более 500.
Помещение площадью 900 м2 находится в аренде, вложения в открытие составят около 8–9 млн рублей. В хостеле "Друзья на Восстания" посетителям предложат отдельные номера и места в 12–местных комнатах со средней стоимостью 600–900 рублей в сутки. Окупить проект Сергей Морев рассчитывает через год.
Другие крупные хостелы в Петербурге: "Граффити", расположенный на наб. реки Мойки, рассчитанный на 30 номеров, принадлежащий холдингу "Охта Групп", а также открытый в 2010 году Hostel Life (15 номеров на 68 мест) недалеко от Невского пр. В основном же городские хостелы рассчитаны на пару десятков мест.
По мнению Алексея Арсеньева, владельца системы онлайн–бронирования гостиниц "Люкса", сегодня хостелы занимают около 5% гостиничного рынка Петербурга. Участники рынка отмечают, что в целом их загрузка в несезон выше, чем, например, трехзвездочных гостиниц. "Номер целиком продать гораздо сложнее, чем, например, разделить его на спальные места и сдавать их по отдельности", - рассказывает Сергей Морев.
Участники рынка уверены, что низкая цена - не единственное, что привлекает постояльцев хостелов. "Хостел люди выбирают еще из–за общения, хостел - это отличная площадка для концертов, игр, языковых клубов", - говорит Сергей Морев. Постояльцы, например, "Локейшн Хостела" могут бесплатно посещать все проходящие в культурном центре лофт–проекта "ЭТАЖИ" мероприятия.
По словам Надежды Макаровой, управляющей "Локейшн Хостелом", 80% постояльцев хостелов - аудитория от 16 до 35 лет. Тем не менее владельцы хостелов отмечают, что в последнее время растет число клиентов в возрасте старше 35 лет, которые аргументируют свой выбор так: зачем платить лишнее. "Это могут быть и семьи, и люди пенсионного возраста. Их привлекают низкие цены с системой скидок и атмосфера дизайн-хостела", - отмечает Надежда Макарова.
По словам экспертов, активное развитие хостелов в городе связано не только с ростом индивидуального туризма, но и с кажущейся простотой этого бизнеса. "Открывают хостелы еще и потому, что их проще всего создать - не надо делать душ и туалет в каждом номере, затрат меньше намного, и все думают, что это просто и быстро", - говорит Юлия Зубарева, президент Общества содействия развитию хостел–движения. "На самом деле хостелов открывается много весной, к осени часть из них закрывается, потому что не выдерживает конкуренции", - продолжает она.
По данным Северо–Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии (СЗРО РСТ), в 2011 году в Петербурге действовало 70 хостелов. Сами участники называют цифру больше - по оценке Надежды Макаровой, их около 400.
По словам Алексея Арсеньева, вложения в создание хостела могут начинаться от 30 тыс. рублей в месяц (достаточно снять трехкомнатную квартиру). "Сейчас весь центр города увешан объявлениями о предоставлении гостиниц за 250 рублей в сутки", - говорит Алексей Арсеньев.
"Очень много ночлежек, которые себя позиционируют как хостелы", - говорит Юлия Зубарева. По ее словам, в них не соблюдаются санитарные нормы, отсутствует дополнительный запасной выход и так далее.
"Разночтения возникают из–за недостаточно проработанной нормативно–правовой базы, касающейся этой категории размещения", - объясняет Татьяна Гаврилова, директор СЗРО РСТ. По ее словам, поскольку пока в гостиничном законодательстве понятия "хостел" как такового не существует, их владельцы и управляющие могут сегодня назвать свое детище хостелом, завтра - мини–отелем, послезавтра - меблированными комнатами. Так что о точной цифре говорить не приходится. Однако попытки привести в порядок нормативно–правовую базу все же предпринимаются.
"Сейчас некий системный документ готовит комитет по туризму и гостиничному хозяйству Москвы", - рассказывает Татьяна Гаврилова. По ее словам, если опыт московских чиновников будет признан удачным, его, возможно, перенесут и на федеральный уровень.