Инна Лушина Все статьи автора
6 ноября 2012, 22:35 163

Доминанта мании личностного роста

Фото: Global Look Press

Основная цель тренингов личностного роста - это выработка навыков универсального действия.

Они должны адаптировать человека к широкому кругу ситуаций и грамотному целеполаганию. Есть и более широкая точка зрения. Психологи видят возможность личностного роста практически в любом тренинге, так как все они - будь то тренинг продаж или лидерской речи - нацелены на более успешную жизнь клиента по окончании обучения.

"Сам по себе метод личностного роста представляет компиляцию самых разных мировоззренческих систем и теорий: в нем могут использоваться восточные эзотерические практики, НЛП, методики гештальт-терапии, психодрама и многое другое", - рассказывает Кирилл Заворотний, менеджер по развитию "R2Consulting-Ассоциация тренинговых компаний".

Встречаются краткосрочные семинары (2-3 дня), однако наиболее традиционная форма для классического тренинга личностного роста - начальный базовый 3-дневный курс, за которым следует 5-7-дневный продвинутый курс, а завершает обучение индивидуальная VIP-программа лидерства от 3 до 6 месяцев. Обучение на первых двух ступенях идет по 8-10 часов в сутки, то есть полноценный рабочий день. Так, если для прохождения начального курса можно улизнуть с работы только на пятницу (как правило, такая программа проходит с пятницы по воскресенье), то продвинутый курс потребует пожертвовать неделей рабочего времени или возможного отпуска.

В Петербурге, по данным портала TreKo.ru, только на сентябрь этого года анонсировано не менее 20 "чистых" тренингов личностного роста. Всего же, по данным портала, по направлению личностного роста работает более 400 компаний. Средняя стоимость 1 дня - 3,4 тыс. рублей.

Принято считать, что посещать такие тренинги без психического вреда для себя можно не чаще раза в полгода-год. При условии, что они дают видимый результат - рост доходов, взлеты в творчестве или удачи в личной жизни. Однако возможно и отсутствие всякого результата. Тренеры объясняют это ложной мотивацией клиентов, нередко предлагают пройти курс заново и попробовать "новую ступень", клиенты же, в свою очередь, могут уйти, но некоторые либо повторно посещают курс, либо уходят в другую компанию в поисках работающего тренинга.

"Есть те, кто годами решает в себе одни и те же проблемы с помощью тренингов. Скорее всего, такие люди уже вовлечены в сам процесс и отвлеклись от собственной цели. А когда происходит сдвиг с цели на средство - уже стоит говорить о возникновении зависимости", - отмечает Дмитрий Сосновский, психотерапевт Клиники профессора Ф.Ф. Преображенского.

Ежемесячное посещение любого тренинга на протяжении полугода и более расценивается специалистами как зависимость или тренингомания. "Основной критерий тренингозависимости - человек "некритично влюбляется" в ведущего, тренинг при этом результатов (а для тренингов это новые навыки/умения), как правило, не дает", - добавляет Игорь Викентьев, директор консалтинговой компании "ТРИЗ-ШАНС".

Около 10% слушателей тренингов личностного роста можно отнести к категории зависимых, полагает Виктория Казарова, директор петербургского филиала тренинг-центра "Синтон". "Как правило, это склонные к зависимостям люди, которые сталкиваются с нехваткой общения в обычной жизни и "подсаживаются" на эмоции, испытываемые в безопасном и доброжелательном пространстве, создаваемом тренером", - добавляет Виктория Казарова.

"Среди страдающих тренингоманией встречается два вида личностей. Это либо неготовые и неуверенные в себе люди, зависящие от получения новых знаний, либо просто желающие находиться в доброжелательной группе людей", - отмечает психолог-психотерапевт Павел Пономарев.

"Любой личностный рост должен иметь измерительный аспект - тот критерий, по которому этот самый рост можно было бы оценить. Для каждого идущего на тренинг он субъективный, но должен быть четко обозначен для достижения конечного результата. Также для конечного результата важна конкретизация содержания тренинга - чем уже цель тренинга, тем лучше", - уверен Павел Пономарев.

Новости партнеров
Реклама