«Адамант»: 20 лет успеха!

В октябре 2012 года исполняется 20 лет одной из крупнейших многопрофильных компаний Северо-Западного региона России — холдингу «Адамант». О том, как завоевать высокие позиции в сфере бизнеса и продолжать развиваться даже в кризис, рассказывает президент холдинга Игорь Лейтис.

— Игорь Михайлович, в чем секрет успеха?
— Работая в плотной конкурентной среде, нужно быть уверенным в собственном преимуществе. Нельзя начинать строить дом, если не знаешь, хватит ли сил, времени и денег его закончить. В бизнесе тоже очень важно рассчитывать свои силы. Когда амбиции берут верх над здравым смыслом, это может погубить компанию. А бизнес должна развивать экономика. У нас в холдинге ситуация устойчивая. Мы четко знаем, чего хотим.
С самого начала существования компании мы стремились брать только самое лучшее, инвестировать в квалифицированных сотрудников, оборудование, технологии. Затраты были высоки, но позволяли чувствовать себя на рынке комфортно. Эта стратегия оказалась верной. Все задуманные проекты были реализованы согласно нашим планам — надеемся, что положительный опыт, накопленный за годы работы, позволит нам и в дальнейшем оставаться лидерами рынка.
— Почему Вы выбрали именно этот бизнес?
— Я окончил Ленинградский инженерно-строительный институт, работал мастером и прорабом на стройке. Мне была близка эта сфера, я разбирался в строительных материалах и технологиях. В принципе, можно сказать, я не прекращал работать по специальности.
— Сейчас «Адамант» — крупный холдинг. А с чего все начиналось?
— Для меня лично бизнес начался в 1989 году, когда появилось кооперативное движение. Вместе с партнерами Леонидом Полонским (в 1993 году уехал в Израиль) и Евгением Гуревичем мы создали строительный кооператив «Индустрия» и занимались ремонтом квартир. Потом к нам присоединился Михаил Баженов, а затем, и другие. Поставляли качественные стройматериалы из Финляндии. Тогда же ничего не было: сплошной дефицит и безумная инфляция. Работали по бартеру: брали мебель, обменивали ее на трубы, которые меняли на оцинкованное железо и т.д. Работали с госпредприятиями, у которых были средства. При этом постоянно не хватало денег не то что на развитие — даже на зарплату рабочим.
Но все же кое-какие средства удалось скопить, на что мы и открыли первый магазин. Чуть позднее появился торговый дом «Адамант».
— Какой смысл Вы вкладывали в это название?
— В переводе с древнерусского языка «адамант» означает «предшественник диаманта», то есть бриллиант. Еще одно значение — «крепкий, прочный, твердый». Нам понравились оба смысла. Кроме того, слово звучное и на букву «а», что очень привлекательно с точки зрения рекламы. Всегда в первых рядах.
— И в бизнесе вы тоже всегда в первых рядах?
— Начинать, конечно, было нелегко. И первоначальный капитал, который позволил нам развиваться дальше, вкладывая средства в строительство, мы сколотили только к 1994 году. Сначала в 1992 году с друзьями Аркадием Теплицким и Борисом Берсоном мы организовали в СКК вещевую ярмарку. Потом заключили договор на эксклюзивную дистрибуцию водки «Маккормик», параллельно торговали шампунями, финскими кухнями. Постепенно начали расширять торговое направление, появились второй и третий магазины «Адамант» в Петербурге. При тогдашнем тотальном дефиците торговать было очень выгодно. Первый торговый комплекс открылся в 1994 году у метро Купчино. А дальше так и пошло: занимались торговлей и параллельно строительством торговых комплексов.
— В чем было преимущество «Адаманта»?
— Залог успеха торгового комплекса — место, место и еще раз место. Но и сам комплекс должен отвечать потребностям покупателей, в нем должно быть все: от магазинов одежды и продовольственных товаров до предприятий сферы услуг.
Наше главное отличие от всех остальных заключалось в том, что мы не продавали построенные объекты, а сдавали площади в аренду, как это принято в Европе. Мы заключали долгосрочные договоры с арендаторами. У нас сложился определенный имидж, позволяющий привлекать даже «сомневающихся» операторов.
Поскольку мы стремились к большому потоку покупателей, то были нацелены на места возле станций метро. Но, как правило, привлекательные земельные пятна уже были кем-то заняты. Мы договаривались с владельцами таких мест, и они становились нашими компаньонами. До сих пор в нескольких комплексах у нас есть партнеры.
— Как выживали в «лихие девяностые»?
— Как все — с потерями, но выжили. К кризису 1998 года мы пришли с пятью магазинами «Адамант» и тремя торговыми комплексами: «Балканский» в Купчино, «Аэродром» у метро «Пионерская» и «Шувалово» на проспекте Просвещения. Проблем было много, и главная — рост валют. Но в итоге кризис пошел нам на пользу: мы купили завод «Молодой ударник» на Глухоозерском шоссе и «Завод имени Свердлова» на Минеральной улице. В то время предприятия советских времен никому не были нужны: развалившиеся объекты покупали только с целью спекуляции. А мы были одними из немногих, кто организовал на старых заводских площадках новые производства.
Не так страшен сам кризис, как паника, которая следует перед ним и за ним: ситуация, когда никто ничего не знает, хаотичная скупка валют, ступор рынка. Как постоянно развивающаяся компания, мы смотрим на проблему кризиса классически. С одной стороны, это удачное время для старта новых проектов. С другой стороны, в кризис каждый проект нужно особенно тщательно взвешивать и оценивать.
— Последний кризис тоже пошел на пользу?
— Нам пришлось полностью исключить инвестиционную программу: почти два года мы ничего нового не строили, а аккумулировали средства. Мы успешно работали с банками-кредиторами. Мы продали один из корпусов торгового комплекса у станции метро «Академическая» — мебельный центр «Грэйт». Мы не стремились распродавать объекты для погашения кредитов, просто за него предложили такие деньги, от которых невозможно было отказаться. Таким образом, нам удалось на 35?% сократить свой кредитный портфель.
Кроме того, мы качественно улучшили арендаторов, поменяв слабых на более устойчивых. И не отказались от размещения мелких арендаторов, занимающих площади 30-40 кв.м. Они оказались наиболее стойкими — их ротация составила максимум 1-2% от общего числа арендаторов.
Самое главное, что показал нам этот кризис, — спрос на недвижимость «Адаманта» очень высок. Мы получали множество предложений о покупке наших торговых центров от инвесторов, в том числе западных.
— Что Вы считаете главными достижениями за эти 20 лет?
— Подводить итоги пока рано. Скорее, стоит строить планы дальнейшего развития. Если говорить о промежуточных итогах, в 2011 году компания «Адамант» ввела в эксплуатацию несколько торгово-развлекательных комплексов. Среди крупных сделок можно отметить соглашение с международной компанией Sok Retail Int. Oy (сеть продовольственных гипермаркетов PRISMA), которая инвестирует значительные средства в проекты четырех новых торгово-развлекательных комплексов нашей компании. В девелопменте мы разработали инвестпрограмму, которая подразумевает до 2014 года строительство пяти торговых комплексов и одного офисного центра общей площадью более 400 тыс. кв.м. На сегодняшний день программа практически выполнена, в августе этого года был открыт ТРК «Международный», в декабре откроются ТРК «Континент» на Бухарестской и на Звездной, вторая очередь ТРК «Балкания NOVA» у метро «Купчино», Ведутся работы по строительству третьей очереди ТРК «Заневский Каскад». Продолжается расширение другого перспективного бизнеса — «Российской стекольной компании».
В жизни часто вдруг хочется заняться чем-то новым. Сегодня у меня есть возможность реализовать это желание внутри холдинга. Мы начинали с торговли и строительства, потом обратили внимание на производство. Что касается личных проектов, сейчас я увлечен развитием «Зоогринпарка» — самого большого частного зоопарка копытных в Карелии, на территории базы отдыха «Черные камни», где собраны уникальные виды птиц и животных.
— Каковы перспективы развития рынка?
— Я не люблю делать какие-то прогнозы, неблагодарное это дело. Но, наверное, ставки на торговые площади в ближайшее время расти не будут. Реальная экономика еще не заработала. Пока только оживилось строительство эконом-жилья, куда государство вкладывает огромное количество федеральных денег. Но есть и сдерживающие факторы, связанные с ростом курса валют и удорожанием кредитных ресурсов. Как только начнется массовое строительство, начнет и торговля оживать. Но Петербург по количеству торговых площадей на одного жителя уже достиг предела, развития следует ожидать за пределами городской черты.
— Что пожелаете компании и ее клиентам?
— Я хотел бы поздравить всех партнеров и клиентов, всех, кто сотрудничает с нами, с этой датой! Хочу выразить слова благодарности всем сотрудникам холдинга: от руководителей до младшего персонала. Желаю здоровья, счастья, любви, радости и уверенности в завтрашнем дне. Пусть всем сопутствует удача и благополучие!
ЛЕЙТИС ИГОРЬ МИХАЙЛОВИЧ
Президент холдинга «Адамант»
Родился 12 октября 1963 г. в г. Ленинграде. Окончил Ленинградский инженерно-строительный институт. В 1985-89 гг. работал прорабом, начальником строительного участка. С 1989 по 1991 г. был заместителем председателя кооператива «Индустрия». В 1992 году стал генеральным директором ЗАО «Адамант». В 2002 г. награжден знаком «Почетный строитель России». В 2011 г. удостоен почетного звания «Заслуженный строитель Российской Федерации». По результатам 2011 года признан «Лучшим топ-менеджером года в девелопменте» («Деловой Петербург» TOP-100).
Женат, двое детей.
Увлечения: горные лыжи, охота, рыбалка, отдых в Карелии.
СПРАВКА
Компания «Адамант» образована 19 октября 1992 года. Первый магазин открылся 1 ноября 1992 года по адресу: ул. 8-я Советская, дом 9. Сегодня «Адамант» — крупнейшая торгово-производственная корпорация на Северо-Западе России, лидер рынка торговой недвижимости Петербурга и фактический создатель индустрии современных торгово-развлекательных комплексов в регионе.
Среди якорных арендаторов ТРК холдинга — Prisma, «Перекресток», «М. Видео», «Эльдорадо», «Каро Фильм», «Кронверк Синема», «Буквоед», «Спорт­мастер», Intersport, «Детский мир», «Юниор», «Лукоморье», «Макдоналдс», KFC и другие крупнейшие сети.
В эксплуатацию введено свыше 1 млн кв.м. объектов торговой и развлекательной направленности. Общая площадь строящихся объектов — более 495 тыс. кв.м.
В структуре холдинга — более 50 производственных и строительных компаний, торговые, медицинские, рекламные организации; отели, рестораны и другие предприятия в различных сферах бизнеса. Холдинг обеспечивает работой почти 10?000 человек в Санкт-Петербурге и еще 9 городах России.