S&P может снизить кредитный рейтинг России, если правительство прибегнет к популистским расходам

Автор фото: итар-тасс

Российские власти, по мнению аналитиков S&P, стремительно теряют популярность и могут решиться на популистские расходы. В этом случае агентство обещает пересмотреть кредитный рейтинг России. Российские эксперты скептически отнеслись к выводам S&P и проблемы бюджета видят совсем в другом.

Международное рейтинговое агентство S&P в своем отчете подвергло острой критике бюджетную политику российского правительства. По мнению аналитиков агентства, власти на протяжении последнего десятилетия активно расходовали бюджетные средства на погашение политических конфликтов и завоевание популярности у электората. При этом неблагоприятная мировая конъюнктура скоро сделает невозможными такие траты.
При этом кризисные расходы свели на нет прошлые профициты бюджета, а замедление экономического роста и снижение цен на сырье ограничат рост доходов бюджета в будущем. Другие возможности правительства: активы резервных фондов, программа приватизации госпредприятий и займы на финансовых рынках – небезграничны и, по мнению экспертов S&P, могут лишь "закрыть" некоторую часть дефицита бюджета в долгосрочном плане.
"Более того, это происходит в период, когда популярность правительства находится на самом низком уровне за все время нахождения Путина у власти. Поэтому, на наш взгляд, существует риск того, что для решения политических задач руководство страны может, как и прежде, использовать дополнительные расходы", – говорится в отчете рейтингового агентства.
В случае если правительство решится на популистские расходы, S&P угрожают России пересмотром кредитного рейтинга. Впрочем, пока агентство отмечает и существенные положительные шаги правительства в сфере экономики. Главными заслугами считаются вступление страны в ВТО и переход Центробанка на плавающий курс рубля и инфляционное таргетирование.
Российские эксперты во многом не согласны с выводами иностранных коллег. В частности, Александр Батушанский, глава КГ "Решение", отмечает, что повышение соцрасходов не является и не являлось для существующей властной вертикали способом погасить социальный протест: нынешние вливания в социальный сектор вообще направлены на другую прослойку людей.
"Этим примитивным отчетиком агентства в очередной раз подтвердили свое непонимание специфики российской бюджетной политики. Сейчас, напротив, растут бюджетные расходы на оборонный сектор: до 2015 года на оборону должны потратить 3 трлн рублей, – а на социальные секторы расходы, напротив, снижаются: на образование в 2015 году хотят потратить всего 560 млрд рублей", – негодует он.
В то же время отечественные специалисты указывают на то, что все популистские меры, на которые могло бы пойти правительство, уже зафиксированы в бюджетных планах. При этом бюджет на ближайшие три года, напротив, предполагает сокращение роста госрасходов.
"Главные популистские траты уже были анонсированы нынешним президентом в виде предвыборных обещаний электорату. С того времени они трансформировались в президентские указы и создают существенный "навес" расходов над будущим бюджетом. Однако сейчас бюджет исполняется достаточно комфортно, не думаю, что S&P будет реагировать на несколько потраченных на популизм миллиардов", – считает Евгений Надоршин, главный экономист АФК "Система".
Российские эксперты отмечают, что такие настроения среди мировых структур не новость и имеют вполне конкретную цель.
"В принципе, МВФ тоже указывал на то, что бюджетные и инфляционные параметры нужно контролировать. Эти заявления – результат стремления мировых структур к балансировке бюджетов. Если развивающиеся страны активно будут стимулировать свои экономики, то деньги пойдут в них и возникнет дисбаланс", – отмечает Александр Осин, главный экономист УК "Финам Менеджмент".