Александр Сологуб, Наталья Ковтун Все статьи автора
26 сентября 2012, 11:25 804

Строить мосты и дороги в Петербурге будут по новой системе госзаказа

Фото: Яндолин Роман

Общая стоимость инфраструктурных проектов, заявленных в Петербурге, стремится к 200 млрд рублей. К началу их реализации схема распределения госзаказа кардинально поменяется.

С 1 октября в РФ стартует реформа госзаказа. Первые изменения коснутся естественных монополистов. Следующим шагом реформы станет изменение системы распределения госзаказа. Важным элементом станет введение предквалификационного отбора, который позволит отсеивать демпингующих участников на этапе, предшествующем торгам. Именно по этой схеме будет происходить распределение подрядов на реализацию инфраструктурных проектов в Петербурге, общая стоимость которых превышает 200 млрд рублей.

ГУП "АТС Смольного" монополизировало услуги связи по госзаказу в Петербурге

ГУП "АТС Смольного" монополизировало услуги связи по госзаказу в Петербурге

3450
Жанна Журавлева (zhanna.zhuravleva@dp.ru)

В последнее время городские власти реанимировали целый ряд инфраструктурных проектов, затеянных еще прежней администрацией, почти на 200 млрд рублей. К этапу выбора подрядчиков большинство проектов подойдет в 2014 году, когда в стране начнет действовать новая схема распределения госзаказа - федеральная контрактная система (ФКС). В частности, именно по этой схеме планируется выбирать подрядчиков на строительство неразводного Феодосийского моста через Неву стоимостью около 15-17 млрд рублей.

Кроме того, с применением ФКС будет происходить реализация программы сохранения исторического центра Петербурга на 400 млрд рублей, старт которой был отложен, а реализация начнется не раньше 2015 года.

ФКС призвана заменить действующий сейчас федеральный закон №94 ("О госзакупках"). Соответствующий законопроект, разработанный Минэкономразвития, Госдума приняла в первом чтении летом этого года, окончательно депутаты его примут в 2013 году. Одновременно с разработкой нового закона федеральные власти корректируют действующее законодательство (ФЗ №94 и ФЗ №223). В частности, ФЗ №223 предписывает с 1 октября естественным монополиям, компаниям с госучастием, а также жилищно-коммунальным компаниям публиковать информацию о конкурсах на специальном сайте госзакупок (zakupki.gov.ru).

Главный недостаток действующего закона о госзакупках в том, что выбирается подрядчик, предложивший минимальную цену. Самый яркий пример неэффективности такого подхода - это победа в конкурсе на реконструкцию наб. Обводного канала под "американскими мостами" компании "Флора". Она пообещала городу выполнить работы за 3,3 млрд рублей при общей стоимости контракта 4,5 млрд рублей. Однако не исполнила обязательства.

Теперь ее работу доделывает "Мостострой №6". Правда, город уже платит этой организации 3,9 млрд рублей. Этих средств, по словам генерального директора "Мостостроя №6" Антона Новикова, может быть недостаточно: "В ходе строительства мы столкнулись с большим количеством непредвиденных обстоятельств: нам пришлось выполнять те работы, которые должна была сделать "Флора", более того, пришлось переделывать некоторые выполненные ею работы".

Председатель комитета по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга Борис Мурашов полагает, что переход на ФКС позволит избежать подобных ситуаций.

Новая система отбора ставит цену контракта в ряд с иными критериями отбора исполнителя, например такими, как расходы на эксплуатацию и ремонт объекта.

Цена перестанет быть основным критерием для выбора победителей конкурсов и аукционов по госзаказу

Цена перестанет быть основным критерием для выбора победителей конкурсов и аукционов по госзаказу

5398
Мария Тирская (maria.tirskaya@dp.ru)

При этом ФКС позволит заказчику провести предварительный квалификационный отбор подрядчиков - на этом этапе будет учтено наличие у них трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для исполнения контракта. "Проект предусматривает введение антидемпинговых норм, позволяющих бороться с недобросовестными конкурентами, - отмечает управляющий партнер "Качкин и Партнеры" Денис Качкин. - Если участник торгов предлагает низкую цену, на 25% ниже стартовой цены, то он обязан представить ее подробный расчет либо сойдет с дистанции".

Еще одно важное нововведение касается непосредственно строительства транспортной инфраструктуры - это контракт жизненного цикла (КЖЦ), позволяющий городу переложить все текущие расходы по возведению объекта на исполнителя и начать расплачиваться с ним, когда объект будет введен в эксплуатацию. Нормативная база для применения этого инструмента уже создана.

При такой форме государственно-частного партнерства (ГЧП) исполнитель получает от города гарантии, которые позволят ему взять кредит в банке на строительство объекта.

Главный фактор для застройщика - время. Если идти по схеме простого госконтракта, то объект нужно сначала включить в адресную программу, вписать соответствующую строчку в бюджет, провести аукцион и заключать договор. На это уходит уйма времени. Если идти по схеме ГЧП, время экономится. Поскольку многие этапы работы четче прописаны в законодательстве. Тем не менее у нас на подготовку двух конкурсов ГЧП ушло полтора года. Первый касается строительства и эксплуатации в течение 10 лет двух школ и четырех дет­ских садов в квартале "Славянка", а второй - строительства и обслуживания дороги протяженностью 7,7 км в этом же квартале.
Константин Симаков
вице-президент ГК "Балтрос"

По мнению Карины Чичкановой, руководителя российской практики ГЧП Salans, в схеме КЖЦ несколько положительных моментов, а именно: вместо цены критерием для выбора концессионера являются иные важные факторы - предыдущий опыт участника, привлечение финансирования и сервисное обслуживание (стадия предквалификационного отбора характерна практически для всех проектов ГЧП), что минимизирует риск привлечения фирм-однодневок.

По такой схеме, в частности, планируется строить две скоростные магистрали (М7 и Фаянсовая - Зольная) общей стоимостью около 100 млрд рублей. "В строительстве этих магистралей готовы принять участие ВТБ, Ситибанк и Сбербанк, - говорит Борис Мурашов. - Денег, как всегда, мало, но мы находимся в такой яме, что без серьезных инвестиций крупного бизнеса в транспортную инфраструктуру ситуацию в городе не исправить".

В адресной инвестиционной программе (АИП) Петербурга 2012 года на транспортный сектор выделено 16 млрд рублей, что составляет 16% от стоимости программы.

Очевидно, что реформа лишь упрочит позиции крупных подрядных организаций, располагающих административным ресурсом, которые традиционно побеждают в тендерах, и фактически закроет этот рынок для начинающих игроков.

Чтобы схема контрактов жизненного цикла заработала, в стране должна быть инфляция на уровне 2% и в перспективе 10-25 лет не более 3%. А у нас по итогам 2011 года инфляция составила 6,1%, а сейчас - 7%. Причем за последние 3 месяца инфляцию качнуло от показателя 3,6% до нынешнего уровня, что порождает ожидания неопределенности в стране. В России есть примеры, когда государство и бизнес сотрудничают. Но мы не видим пока конкуренции при выборе государством партнеров. Подряды получают какие-то близкие к власти компании, и это ненормально.
Евгений Гавриленков
Евгений Гавриленков
главный экономист ИК "Тройка-Диалог"

"Еще год назад, когда о новой схеме только стали говорить, я был уверен, что она нежизнеспособна. Но за год общения в кабинетах чиновников и юристов, которые объясняли мне нюансы этого механизма, я понял, что он будет работать. Это правильная вещь. Но насколько она своевременная? Кто, например, сможет дать деньги для старта крупных проектов. Может, будет механизм, где не потребуется вся сумма сразу", - рассуждает Владимир Калинин, генеральный директор ОАО "АБЗ-1".

Принцип "сначала работа - потом деньги", по мнению Анатолия Зайцева, руководителя комитета по транспорту Торгово-промышленной палаты Ленобласти, выводит за рамки нечистых на руку людей и тем самым минимизирует коррупцию и риски самого государства, также эта схема позволит снижать цены строительства, а они сейчас, особенно в дорожном секторе, невероятно задраны.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама