Владимир Путин раскритиковал проект бюджета. Но бюджет не изменится: одновременно платить за мегапроекты, заниматься развитием, повышать пенсии и бороться с инфляцией невозможно. Путин переложит ответственность на правительство, а потом возьмет деньги из запасов и выполнит обещания.
Вчера Минфин внес проект бюджета на 2013-2015 годы в правительство. Одновременно проект был опубликован на официальном сайте ведомства.
Президент
Путин уже через несколько часов выступил с резкой критикой проекта, сказав, что в нем есть "системные сбои", а именно – невыполнение его указов. Получается, что указы сами по себе, а министры сами по себе, так быть не может, и так не будет, сказал Путин.
Указы, о которых идет речь, были подписаны в мае – так Путин начал исполнять данные во время предвыборной кампании обещания. Обещаний было немало. Указов тоже (а именно одиннадцать). Часть обещаний должны были быть выполнены уже к осени.
Просмотрев проект бюджета, Путин не нашел в нем планов по реформированию пенсионной системы, увеличению зарплат бюджетников, предложений по социально-экономическому развитию Сибири и Дальнего Востока, по формированию условий для ипотечного кредитования граждан и улучшения жилищных условий многодетных семей и некоторых других вещей, хотя указы предполагали, что все это будет готово к концу лета.
Читайте также:
Бюджет на 2013-2015 годы внесен в Госдуму
Больше всего виноваты министр регионального развития Олег Говорун и министр труда и соцзащиты Максим Топилин, сказал Путин. Он предполагает, что они заслужили выговор.
Задачу правительства Путин сформулировал так: "пройти между Сциллой и Харибдой". Такую оценку следует счесть справедливой. Он требует, чтобы бюджет был бюджетом развития, и чтобы вместе с тем выполнялись все обязательства и обещания, но чтобы при этом бюджетная политика велась жестко, формировались резервы и контролировалась инфляция.
Нет уверенности в том, что одновременное решение всех этих задач вообще возможно, говорят экономисты. Надо выбирать: прежде всего развитие или прежде всего повышенные соцобязательства. Или так: прежде всего развитие – или прежде всего стабильность и наращивание запасов.
Это не вполне корректная постановка вопроса, уточняет ректор петербургского филиала Высшей школы экономики Александр Ходачек. Ведь если российские учителя не будут получать достойную зарплату, будет сложно говорить о развитии. А даже после десятка "тучных лет" далеко не все эти вопросы решены.
Основной причиной невключения путинских обещаний в проект бюджета стала банальная нехватка средств. Вторая причина – разногласия министерств. Некоторые ставят на развитие, другие (во главе с Минфином) – на прижимистую экономию. Не стоит забывать и о лоббистских разногласиях.
Пересмотреть можно будет только отдельные статьи, отмечает Александр Ходачек. Например, те, которые касаются "бюджета развития" и крупных проектов (особенно новых и еще не начатых). Кроме того, в феврале можно будет внести поправки в уже принятый бюджет, использовав оставшиеся от 2012 года средства на нерешенные вопросы.
На фото: Россия, Санкт-Петербург. Деловой завтрак Сбербанка совместно с ВЭФ, в рамках Петербургского международного экономического форума. На снимке: Первый заместитель председателя правительства Шувалов Игорь, Силуанов Антон, Министр министерства финансов и министр внутренних дел, Колокольцев Владимир.
Есть и еще один способ найти деньги и на выполнение обещаний, и на развитие: он заключается в более адекватной трате средств на реализацию мегапроектов вроде Олимпиады или (уже прошедшего) саммита АТЭС. Дорога из Адлера в Красную Поляну за 7 млрд долларов – это все-таки чересчур. Однако таким путем пойти не удастся: реализуют мегапроекты хорошие компании, их нельзя лишать хороших заказов.
У политической оппозиции есть еще одна претензия: расходы на армию и правоохранительные органы власти планируют увеличить, расходы на здравоохранение и образование – сократить, и вряд ли это уместная расстановка приоритетов. Рост расходов на армию труднообъясним, возможно, в Кремле боятся военного переворота, предполагает политолог Григорий Голосов.
Почему Путин распекал министров публично – мнения на этот счет есть разные. Возможно, президент и в самом деле рассчитывал, что можно одновременно выполнить все данные им обещания. И эмоционально отреагировал на то, что Минфин не разделяет его оптимизма.
Либо это была игра на публику, перекладывание ответственности за непопулярные решения на правительство. Которым, в случае обострения ситуации, можно будет даже пожертвовать. Тем более что, по словам ряда экспертов, решение главной социальной задачи – роста зарплат бюджетников – бюджет даже в нынешнем виде предусматривает.
Скорее всего, ситуация будет развиваться по уже знакомому сценарию. Бюджет будет принят реалистичный, то есть именно такой, как предлагает Минфин. Тем более что на его серьезный пересмотр уже просто нет времени. В какой-то момент выяснится, что предусмотрено выполнение не всех путинских обещаний. Президент подвергнет правительство резкой критике. И личным решением повысит и поднимет, набрав таким образом политические очки. Это всех устроит.
Видео: "Вести".