Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева выходит из состава совета по правам человека при президенте. Большого эффекта от работы СПЧ не было и раньше, но это решение старейшего правозащитника страны может обрушить его имидж окончательно.
Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева приняла решение выйти из состава совета по правам человека при президенте страны.
Ей надоели "склоки, интриги и грязь", которые сопровождают выборы новых кандидатов в Совет, сказала Алексеева.
Администрация президента разработала новый метод формирования СПЧ. По словам Алексеевой, он порождает только склоки и интриги, и оставаться в такой атмосфере она не хочет.
Кроме того, ранее она, как и другие бывшие и действующие члены СПЧ, говорила о своих сомнениях в эффективности работы этого органа.
Алексеева давно написала заявление с просьбой исключить ее из состава СПЧ, пообещала не уходить сразу, но теперь, она считает, время пришло.
Тревогу и недовольство Алексеевой вызывали в последнее время многие решения действующей власти, в частности, задержание участников Марша миллионов 6 мая и предстоящий суд над ними.
"Я очень тревожусь за судьбу этих заключенных. Над ними готовится показательный процесс. Если этот показательный процесс властям удастся, это грозит жестокими приговорами и изменением общественного климата в нашей стране. Опять превратимся в тварей дрожащих, - написала Алексеева.
Еще одна причина – закон о некоммерческих организациях, приравнивающий их к «иностранным агентам", обязывающий отчитываться перед государством и вводящий штрафы за нарушение.
Алексеева заявила, что скорее закроет свою организацию, тем согласится с тем, что МХГ, которая занимается правозащитными вопросами в России более 30 лет – иностранный агент.
Глава Московской Хельсинкской группы – самая опытная и самая уважаемая правозащитница страны. Ее выход из состава СПЧ заметно скажется на имидже этого органа.
Использование метода "склок и интриг", на которые пожаловалась Алексеева, весьма характерно для действующей власти. Впрямую правозащитникам никто не мешает. Но создать им неприятные условия работы несложно.
Впрочем, особых иллюзий по поводу этого органа никто из правозащитников и не питал. Они оставались в составе совета либо с призрачной надеждой на то, что политика действующей власти изменится, либо с желанием внести пусть и небольшой, но реальный вклад в решение правозащитных проблем.
Представители государства, включая президента, с удовольствием слушают экспертов, не возражая и против резкой критики, но в большинстве случаев никакого результата это не приносит.
Иногда правозащитникам удается изменить точку зрения государства по одному отдельно взятому вопросу (хотя тоже далеко не всегда), но генеральная линия остается прежней.
Отсюда экспертная дискуссия о методах: что лучше – работать в составе СПЧ, от которого польза есть, но очень небольшая, "делать что можно", или дистанцироваться от власти, "остаться в белом" и не идти на компромиссы.
Долгое время шедшая на компромиссы Людмила Алексеева в конце концов решила, что смысла в этом больше нет.
После победы на президентских выборах Владимира Путина из состава Совета по правам человека вышли более десяти его членов, среди них экономист Александр Аузан, глава "Гражданского содействия" Светлана Ганнушкина, правозащитник Юрий Джибладзе, политолог Дмитрий Орешкин, глава российского отделения Transparency International Елена Панфилова, журналист Леонид Радзиховский и писатель Алексей Симонов.
Видео: телеканал "ПИК"