Холдинг "Теплоком" выходит на IPO

Производитель приборов учета выходит на Лондонскую фондовую биржу. Эксперты констатируют особый интерес инвесторов к сектору энергетики.

Холдинг "Теплоком" , производитель приборов учета и систем автоматизации для котельных, выходит на IPO (англ. Initial Public Offering, первичное публичное предложение акций). Начало обращения ценных бумаг запланировано на III квартал 2013 года.
Решение о выходе на IPO было принято руководством холдинга в начале 2011 года. Как рассказал "ДП" генеральный директор ЗАО "УК Холдинга "Теплоком" Андрей Липатов, в результате IPO компания рассчитывает получить доступ к международным финансам, расшириться за счет сделок слияния и поглощения, а также выйти на зарубежный рынок.
По словам Андрея Липатова, рекламная кампания на территории стран потенциальных инвесторов уже запущена, основная - в Лондоне. По предварительным подсчетам, IPO обойдется "Теплокому" в сумму от $0,5 млн до $1,5 млн.
Компания планирует выпустить 1 млн акций, продажа которых будет осуществляться на Лондонской фондовой бирже. Проведение IPO на международных площадках имеет свои конкурентные преимущества, говорит руководитель управления корпоративных финансов ИК "ФИНАМ" Игорь Белясов. К числу таких преимуществ относятся платежеспособный спрос на акции новых для рынка компаний, высокая ликвидность в целом и общий высокий уровень транспарентности. По его словам, листинг на международной площадке всегда позитивно отражается на качестве кредитного профиля компании, значительно снижая для нее стоимость заимствований. В настоящее время "Теплоком" завершает работу над трехлетней отчетностью по МСФО, необходимой для выхода на IPO, а также выбирает номада. Номад (nominal advisor) - консультант, необходимый компании при выходе на альтернативный инвестиционный рынок Лондонской фондовой биржи. Он управляет процессом размещения ценных бумаг, а после размещения отслеживает, насколько деятельность компании соответствует правилам биржи.
Эксперты констатируют, что рынок приборов учета крайне перспективен. Сегодня в масштабах России он оценивается в 40 млрд рублей. Объем петербургского рынка подобных приборов достигает как минимум 2,8 млрд рублей, что составляет 7% отечественного рынка.
По оценкам экспертов, этот рынок будет стремительно расти в ближайшие годы, поскольку законодательство обязывает всех потребителей тепла устанавливать приборы учета.
В Петербурге, по оценкам ГУП "ГУИОН", сегодня порядка 97 тыс. жилых и нежилых зданий. "Теплоком" оценивает собственную долю на российском рынке приборов учета приблизительно в 30% (12 млрд рублей в денежном выражении). Таким образом, компания является одним из лидеров рынка.
Производственные мощности "Теплокома" расположены на Парнасе и Выборгской наб., а также в Калуге (завод "Промприбор"). Основные конкуренты холдинга в сегменте приборов учета - петербургская компания "Взлет" и московская ТБИ.
Холдинг "Теплоком" достаточно активно показывает рынку свои успехи с точки зрения корпоративного управления, миссии, стратегии и, по его собственным данным, занимает доминирующую долю на рынке. Но при этом практически нет информации о финансовых показателях деятельности холдинга. Возможно, на стадии маркетинга перед размещением инвесторам будет предоставлена вся необходимая информация. Но пока можно предположить, что до даты продажи акций с точки зрения подготовки документов компании еще далеко. Ведь у Лондонской фондовой биржи высокие требования к эмитенту в части стандартов раскрытия информации. Скорее всего, инвесторы более чем осторожно отнесутся к такому размещению, так что компании следует тщательно проработать вопрос с поиском инвесторов на самых ранних стадиях IPO.
Игорь Белясов
руководитель управления корпоративных финансов ИК "ФИНАМ"
Российский рынок приборов учета по-настоящему огромный. Более того, в ближайшее время он будет стремительно расти. Тому есть две причины. Во-первых, законодательство обязывает всех потребителей тепла устанавливать приборы учета. Таким образом, ввод новых домов без установки этого оборудования будет невозможен. Конечно, в домах и на предприятиях до какого-то момента можно будет не устанавливать приборы, но все равно в итоге от этого не уйти. Во-вторых, любое сбережение начинается с учета. Если предприятие заинтересовано в том, чтобы тратить на энергию меньше, необходимо устанавливать приборы учета. И, как правило, нужен не один прибор, а несколько - в каждом цехе. Таким образом, каждый год спрос на приборы учета тепла будет увеличиваться.
Александр Москаленко
президент Городского центра экспертиз
Эксперты отмечают, что сейчас на биржах не лучшая финансовая обстановка для продажи акций инвесторам. Впрочем, отдельные инновационные предприятия могут в виде исключения успешно выйти на рынок.
Начальник аналитического отдела банка "БФА" Денис Демин полагает, что "Теплоком" выглядит не хуже большинства инновационных компаний, в последние годы вышедших на биржу. "Если для собственников компании принципиально существование рыночной стоимости своих активов, биржевое размещение не имеет альтернатив", - говорит он.