Суд обязал Смольный выбирать подрядчиков, которые будут отвечать за содержание дорог, через открытый конкурс. До последнего времени бюджетные средства на эти цели выделялись в закрытом режиме при помощи механизма субсидий. Тем самым, деньги доставались лишь подведомственным городу предприятиям.
Инициатором борьбы за изменения существующего порядка распределения средств среди дорожных служб стало ЗАО "Петроградская автобаза "Спецтранс" (входит в холдинг "Созвездие Водолея"). Предприятие долгое время выполняло работы по содержанию дорог в Петроградском районе. Но в 2010 году теплые отношения компании и властей испортил аномальный снегопад. Из-за небывалого количества снега на улицах, петербуржцам приходилось буквально штурмовать сугробы. Городские власти возложили ответственность на "Спецтранс", который не справился с работой. Руководство компании в свою очередь заявило, что инцидент был спровоцирован неплатежами со стороны Смольного. В итоге правительство Петербурга разорвало контракт с подрядчиком, что в последствие поставило его на грань банкротства. Недавно компании все же удалось доказать, что договор был разорван без законных оснований, и взыскать с властей 62 млн рублей.
По словам главы холдинга "Созвездие Водолея" Владимира Хильченко, после разрыва отношений со "Спецтрансом" комитет по благоустройству Петербурга больше не привлекал компанию к работам. Это было возможно в связи с тем, что на протяжении многих лет прямыми получателями бюджетных субсидий на содержание дорог были подконтрольные городу предприятия, к примеру ГУДП "Центр". А они уже без всякого конкурса распределяли полученные средства среди субподрядчиков. Чтобы вернут возможность получения подряда компания "Спецтранс" в 2011 году направила жалобу в управление Федеральной антимонопольной службы по Петербургу на действия комитета по благоустройству при распределении субсидий в 2009 и 2010 годах.
В январе 2012 года УФАС поддержал претензии компании. Позицию ведомства можно трактовать как согласие с тем, что комитет по благоустройству действительно ограничивал конкуренцию, распределяя субсидии только среди "своих" и скрывая информацию о порядке их распределения.
Читайте также:
Синоптики обещают Петербургу дождь со снегом
"УФАС оказался единственным органом, которому удалось получить хоть какие-то документы на проведение конкурса, – комментирует Владимир Хильченко. - Правда в одном из случае оказалось, что конкурсная документация была опубликована в один день, а на следующий уже определился победитель. Участникам же рынка об этом ничего не было известно".
Ко всему прочему, в УФАС сделали вывод, что форму субсидии для оплаты дорожных работ ведомство выбрало неправомерно. Хотя бы потому, что процедура удорожала стоимость работ. К примеру, получив средства, ГУДП "Центр" самостоятельно работ в Петроградском районе не проводил. Этим занимался "Спецтранс". Но, тем не менее, часть средств предприятие забирало себе. Поэтому УФАС вынес предписание комитету прекратить нарушать закон и впредь распределять средства через открытый конкурс.
На фото: Первая уборка снега в 2012 году.
Чиновники с требованиями управления не согласились и попытались оспорить предписание в Арбитражном суде Петербурга и Ленобласти. Но суд поддержал позицию антимонопольщиков. Как сообщили dp.ru в комитете, ведомство не исключает того, что теперь оспорит решение в 13-м апелляционном арбитражном суде.
"Деятельность по содержанию дорог является социально значимой, что подразумевает особый подход к выбору исполнителей, – считают в комитете. - Процедура же открытого аукциона прямо запрещает устанавливать требования к опыту работы организаций, производственным мощностям, технике, квалификации и т.д. Отбор происходит исключительно по ценовому предложению".
Кроме того, как сообщили в комитете, конкурс предполагает фиксированный объем работ. А специфика деятельности по содержанию дорог требуют регулярной корректировки объемов, графиков и интенсивности выполнения работ в зависимости от погодных условий. Ко всему прочему, в КБ настаивают, что в распределении субсидий все же может принять любая организация, не только подконтрольная мэрии. Что касается следующего конкурса, то его сроки комитет планирует наметить не раньше утверждения городского бюджета на 2013 год.
Вице-губернатор Сергей Козырев, курирующий ведомство, был недоступен для комментария. По словам пресс-секретаря чиновника Ольги Рудаковой, все решения, касающихся конкурсов комитета, входят исключительно в компетенцию его руководителя.
По мнению генерального директора юридической фирмы "Адвокат ФРЕММ" Владимира Мечтаева, если комитет все же решит подать на апелляцию исход дела может быть разным.
"В этом конкретном случае слабость положения комитета в том, что его подведомственная организация, получив субсидию, ничего не делала, а сама, по сути, стала распорядителем бюджетных средств в виде заказчика".
По мнению Владимира Мечтаева, есть изъяны и позиции УФАС. Дело в том, что в своей практике управление старается исходить из постулата, что все распределение денег не через аукцион нарушает закон №94-ФЗ "О размещении заказов. А это далеко не всегда так.