Группа "ЛСР" и холдинг "Евроцемент Груп" завершили ценовую борьбу

Автор фото: Trend/ Сергей Коньков

Группа "ЛСР" и холдинг "Евроцемент Груп" завершили ценовую борьбу, которая на пике сезона обрушила местный рынок цемента на 30 %. Лидеры пошли на мировую, чтобы заработать хотя бы в конце сезона, говорят эксперты.

Ценовая конкуренция между крупнейшими региональными производителями цемента - предприятиями группы "ЛСР", подконтрольной сенатору Андрею Молчанову, и холдинга "Евроцемент Груп" Филарета Гальчева, которая в начале лета привела к рекордному за последние 10 лет падению цен на продукцию, закончилась. К началу сентября цены на цемент, потерявшие 30%, отыграли 20% и продолжают рост. Участники рынка не исключают, что титаны бизнеса в конце высокого сезона решили заработать прибыль, упущенную в конкурентной борьбе.
Цены на цемент в Петербурге и Ленобласти стабилизировались после июльского провала, когда тонна этого стройматериала подешевела на 30% по сравнению с весенним показателем. Это было самое резкое пике цементного рынка за последние 10 лет.
Эксперты допускали, что происходящее - результат ценовой войны между многолетним лидером рынка "Пикалевским цементом" холдинга "Евроцемент Груп" (его доля по итогам 2011 года была 40%) и новым игроком - цементным заводом группы "ЛСР" в Сланцах. Это предприятие проектной мощностью 1,86 млн т в год заработало в конце 2011 года и за первый сезон сумело занять лишь 2% рынка.
Однако при выходе на проектную мощность возможности нового производственного комплекса позволяют в низкий сезон закрыть до 50% потребностей региона в цементе. Поэтому эксперты не исключали, что новичок замахнется на 25-35% регионального цементного рынка, общая емкость которого в 2012 году выросла на 20%, до 4,1 млн т в год, и достигла докризисных показателей.
Судя по ситуации, прогнозы оправдались. По данным пресс-службы "ЛСР-Цемент", в первом полугодии 2012 года предприятие реализовало 425 тыс. т цемента. В июне-июле в Центральный федеральный округ предприятие отгрузило по железной дороге почти в 2,5 раза больше цемента, чем другие заводы Северо-Запада. По оценке специалистов компании, сегодня доля "ЛСР-Цемента" на местном рынке - 18%.
Агрессивная ценовая политика ЛСР, по мнению экспертов, обвалила рынок в начале лета. В прошлом году в высо­кий сезон средняя цена 1 т цемента на Северо-Западе была около 3 тыс. рублей. Учитывая, что за 2011 год она поднималась 5 раз, в том числе из-за сбоев в работе РЖД, в этом году ее ожидали на уровне 3,8-4,1 тыс. рублей за 1 т. Но вместо сезонного роста рынок провалился на 800 рублей за 1 т. Падение длилось 1,5 месяца. Но к концу июля цены неожиданно стабилизировались и пошли в рост. "За последний месяц они отыграли около 1 тыс. рублей за 1 т", - констатирует генеральный директор "Проф-Цемента" Андрей Калачев.
По данным Олега Солтанова, за 2 последние недели продукция "Евроцемент Груп" прибавила в цене 5-6%, а продукция ЛСР - 6-8%. "Пик конкурентной борьбы позади. Страсти улеглись", - утверждает он.
В июле крупнейшие региональные поставщики цемента, похоже, договорились между собой. Иначе как объяснить рост цен у крупнейших производителей - ЛСР и "Евроцемент Груп" - на 1 тыс. рублей за тонну с интервалом в 1 день? Но, проработав полтора летних месяца в убыток, они, видимо, решили пойти на мировую и снять сливки с рынка хотя бы в последние недели сезона. Сейчас рынок застыл на уровне мая 2012 года, и в сентябре нас вряд ли ждет еще одно повышение цен, поскольку горячий строительный сезон пошел на убыль.
Ян Даровский
генеральный директор ООО "МастерСтрой"
С начала лета цены на цемент провисли на 30%. Но за последний месяц они дважды поднимались, отыграв в сумме около 20%. Почему? Во-первых, выросло потребление за счет новых строительных проектов в Лен­области. Во-вторых, ЛСР и "Евроцемент" начали отгружать продукцию в центральные районы России. В-третьих, производителям просто надоело демпинговать, ведь обидно упускать прибыль. Думаю, стабильность установилась надолго. Но многое зависит от правительства Петербурга, которое меняет градостроительные приоритеты.
Андрей Калачев
гендиректор "ПрофЦемент-Вектор"
А по данным исполнительного директора СТД "Петрович" Виктора Адамова, в августе средняя стоимость тарированного цемента составила 3,8 тыс. рублей за тонну, хотя за месяц до этого она была на 400 рублей меньше. "Видимо, ЛСР закрепилась на рынке, набрав достаточное количество потребителей", - рассуждает он.
Участники рынка подозревают, что ценовая война закончилась не сама по себе - не исключено, что производители просто договорились. "Снижение цен в сезон никому из компаний не выгодно. Не исключено, что, почув­ствовав падение прибыли, они принялись отыгрывать утраченное", - предполагает директор по продажам ООО "Такси-Бетон" Виталий Прокуроров.
"По идее, группа "ЛСР", имея наиболее эффективное производство, могла пытаться выиграть в ценовой войне. Но им нужно окупать значительные инвестиции в новый завод, а низкие цены на продукцию этому мешают", - добавляет генеральный директор компании "Решение" Александр Батушанский.
Сами участники процесса причины резкого восстановления рынка не комментируют. А в УФАС по Ленобласти, куда обратился с запросом "ДП", оперативно разъяснить ситуацию не смогли.
До покупателей жилья эхо цементной войны не докатилось. Во-первых, падение цен было кратковременным. Во-вторых, доля цемента в себестоимости строительства не настолько значительна, чтобы оказывать влияние на цену недвижимости, - всего 3-5%.
Строители оценивают ситуацию как стабильную. "Мы почувствовали, что рынок цемента лихорадит. Но на продажных ценах это не сильно отразилось, поскольку волатильность цен на цемент была краткосрочной", - говорит генеральный директор ЗАО "Ойкумена" Лев Гниденко.
"Дефицита цемента нет. А значит, нет и предпосылок для роста цен на него в будущем", - говорит директор по развитию "Л1" Надежда Калашникова.
К концу этого года, по прогнозу аналитиков, цены на цемент могут подрасти еще на 10%, хотя традиционно после горячего строительного сезона цемент дешевеет на 10-15%.
Но основная война на цементном рынке, по словам экспертов, еще впереди.
"Дело в том, что ЛСР в ближайшее время обещает запустить серийное производство более качественного и дорогого цемента 500-й марки, сильно задев интересы завода "Цесла", который позиционирует себя именно в этом сегменте", - говорит Олег Солтанов.
Кроме того, на поставках высокомарочного цемента зарабатывает целый ряд игроков из других регионов. Пока эти заводы удерживают свои позиции. Но, по мнению независимых аналитиков, с местного рынка в конце концов уйдет именно привозной цемент, доля которого в 2011 году оценивалась в 30%.