С приближением 1 сентября многие благотворительные организации активизировали сбор помощи для воспитанников детских домов. Интернет пестрит сообщениями о том, что сиротам Ленобласти не хватает то ручек, то тетрадок, то варежек, то всего вместе. Dp.ru попытался разобраться, в чём на самом деле нуждаются областные сироты. И главное, кто виноват в том, что у них чего-то нет, ведь по официальным данным на содержание каждого из 725 сирот в Ленобласти из бюджета выделяется до 50 тыс рублей в месяц.
Уже не первый год благотворительные организации призывают горожан внести свой вклад в подготовку детей из детских домов к 1 сентября. Можно просто перечислить деньги на счёт фондов, можно принести организаторам сбора помощи самостоятельно купленные канцелярские товары, а можно оставить школьные принадлежности в пунктах сбора помощи в сетевых гипермаркетах и книжных магазинах Петербурга. Речь идёт об абсолютно всех канцелярских товарах, собирают и тетради, и карандаши с ручками. Некоторые объявления взывают к фантазии жертвователей: "В это сложно поверить, но у детей даже в семьях нет обуви,они спят на матрасах без белья, потому что нет работы у кормильцев... а что уж говорить о тех, кого бросили их нерадивые мамаши.."
Чтобы узнать, действительно ли ситуация настолько плачевна, и детям на гособеспечении живётся хуже, чем в опустившихся семьях, dp.ru обратился за комментариями к областным и муниципальным властям, директорам детских домов и представителям благотворительных организаций. А главное, попытался выяснить, кто виноват в этом, и как это исправить. Многие из благотворителей говорят, что детские дома в Петербурге обеспечены хорошо, а самая плачевная ситуация складывается в Ленобласти. Именно поэтому мы изучали ситуацию только с областными детдомами.
Смотря как считать
В Ленинградской области на сегодняшний день работают 15 детских домов. Из них 3 находятся в ведении областной администрации, а остальные подчиняются муниципалитетам. На своих непосредственных подопечных область тратит в среднем 602,5 тыс. рублей в год на одного ребёнка (по плану на 2012 г). Финансирование в муниципальных домах лишь частично субсидируется из областного бюджета, а частично из муниципального бюджета. В этом году только 340 тыс. рублей на одного ребёнка выделила область. При этом минимум, который должны детям муниципалы - это 20% от объёма областных субсидий, т.е. в 2012 году не меньше 68 тыс. рублей на ребёнка должны добавлять местные власти. Получается, что на обеспечение одного ребёнка в муниципальных детских домах в сумме приходится от 408 тыс. рублей в год. Всего в детских домах области насчитывается 725 воспитанников.
Одной из причин того, что на каждого ребенка приходится выделять так много денег (гораздо больше, чем в тратится на детей в семьях) заключается в том, что в среднем на одного воспитанника приходится 1,7 ставки персонала (включая и воспитателей, и технический персонал, и администрацию).
Однако помощник председателя областного комитета общего и профессионального образования, Валерия Стеблецова, заверяет, что воспитанники детских домов на территории Ленобласти обеспечены всем необходимым. Все потребности удовлетворяются, причем с учетом запросов и мнения воспитанников, и необходимости в помощи к началу учебного года нет. "Мы в течение очень длительного времени не обращаемся за помощью, потому что всё у детей есть", - заверила она.
Как пояснила Валерия Стеблецова, до недавнего времени муниципальные детские дома полностью находились на обеспечении муниципалитетов, но в последние годы областной бюджет стал выделять субсидии, в размере тех самых 340 тыс. на ребёнка в год, чтобы поддержать муниципальные учреждения. Dp.ru обратился с вопросом, почему муниципалитеты не добавляют на содержание детей достаточно средств, что бы сравнять объёмы финансирования на одного воспитанника в областном и муниципальном детском доме.
Заместитель главы администрации Ломоносовского района, Дмитрий Щеглов, не считает, что дети в подведомственном ему Лопухинском детском доме в чём-то обделены, несмотря на меньшее финансирование в сравнении с детьми из детских домов областного подчинения: "В чём ущемлены интересы детей? Наверное, если бы они были ущемлены, то был бы протест прокуратуры, а таковых не имеется". О разнице в суммах, выделяемых на каждого ребёнка, районный чиновник ответил коротко: "Это надо в области задавать вопрос, почему они на свои дома в полтора раза больше тратят, чем на муниципальные".
Дмитрий Щеглов отчитался, что к каждому 1 сентября каждого года дети у них подготовлены, за обеспечение Лопухинского детского дома отвечает администрация Ломоносовского района. По его словам, нет таких благотворительных организаций, которые сделали бы для Лопухинского детского дома больше, чем районная администрация. "У меня нет информации, что дети в чём-то обделены,- повторяет он, - что касается ручек и тетрадок, то это вообще ерунда какая-то! Говорить о том, что им не хватает ручек, то это либо чей-то целенаправленный вброс информации, либо просто чьи-то сказки".
Однако на местах ситуация выглядит совсем иначе.
"У нас введено подушевое финансирование. На одного воспитанника положена 31,3 тыс. рублей. И вот на эту 31,3 тыс. рублей - делайте, что хотите, позиция комитета такая. Это и на отопление, и на освещение, и питание, и одежда, и канцелярские товары - в общем всё. У нас на территории 6 зданий. И тех денег, что приходят из бюджета, не хватает. В 2012 году муниципалитет выделил 3,96 млн рублей", - рассказывает заместитель директора Лопухинского детского дома, Игорь Никонов. По его словам, воспитанникам не хватает закупаемых детским домом обуви, тетрадей, ручек, карандашей, линеек, циркулей и т.п., и объяснил повышенные потребности таким образом: "У нас дети не все адекватные, поэтому вот это всё нужно в большем количестве, чем детям, имеющим родителей".
В свою очередь, директора других детских домов, уже областного подчинения, подтверждают, что их воспитанникам всего хватает. Директор Толмачёвского детского дома, Тагира Доронина, рассказала, что детский дом закупает абсолютно всё, что детям нужно. Если раньше приходилось приобретать дорогие учебники по одному на двоих, то сейчас каждый получает полный комплект и учебников, и рабочих тетрадей.
Кому это нужно?
"Мы не нуждаемся в канцелярских товарах, у нас даже портфели с прошлого года лежат, ручек, вон, куча!", - смеётся Тагира Доронина. В Ивангородском детском доме воспитываются только дошкольники, но и там дети обеспечены канцелярскими принадлежностями, нет такого, что бы дети остались без бумаги, без карандашей, без красок. "А вот спонсоры и волонтёры нам дарят уже дорогостоящие и более современные товары: массы для лепки, шариковый пластилин, пальчиковые краски и т.д.", - уточняет директор Ивангородского детского дома, Вера Егорова
Сейчас решается вопрос об изменении статуса Никольского детского дома, его планируется перевести в подчинение областной администрации. Его директор Анатолий Тарабукин возлагает на этот перевод большие надежды. По его словам к новому учебному году - 2012 воспитанники будут готовы во многом за счёт помощи благотворительных организаций. Они привезут ту же канцелярию, одежду, и учебники.
"У нас финансирование - только лишь на полгода, и всё! И нас сейчас хотят перевести на область, если удастся всё это - будет хорошо". Говорить об объёмах муниципального финансирования Анатолий Тарабукин отказался. Не удалось корреспонденту dp.ru связаться ни с главой Тосненской районной администрации Владимиром Дерновым, ни с его заместителем Александром Наумовым - оба оказались заняты на встречах и совещаниях.
Напрашивается вывод, что всему виной разное подчинение учреждений - в областных всё в порядке, а муниципальным действительно нужна помощь. Но комментарий Ирины Шалагиной, директора муниципального Тихвинского детского дома рушит это скорое предположение. Она рассказала, что новый губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко совсем недавно подписал постановление №219 от 09.07.2012 "О внесении изменений в постановление правительства об оказании поддержки бюджета муниципальных образований", в соответствии с которым все нужды, к примеру, ее муниципального детского дома оказались покрыты.
"У нас сейчас, на сегодняшний день по нулям финансовый год закрывается. Уже поступают дополнительные субсидии, обеспечены средствами все наши заявки", - заверяет Ирина Шалагина. Детский дом всё равно не отказывается от помощи благотворительных организаций, но эта помощь всё реже выражается в поставке каких-либо предметов первой необходимости, и всё чаще представляет собой волонтёрскую помощь. Волонтёры организовывают для детей праздники, спортивные мероприятия, экскурсии, походы в театры и музеи.
Есть над чем работать
Директор крупного благотворительного фонда "Апрель" Людмила Уманец подтверждает, что с каждым годом становится меньше детских домов, нуждающихся в помощи в подготовке воспитанников к школе. Но и в этом году на запросы фонда директора детских домов высылают списки с недостающими товарами. При этом очевидна новая тенденция в сборе помощи - не спасать обездоленных сирот, а повышать качество их жизни.
"Кирпичи на голову не сыпятся, дети голые не ходят. Но разве плохо, если они пойдут не с одинаковыми рюкзаками и зелёными тетрадками, а с красивыми тетрадками-ручками-пеналами?"- говорит Людмила Уманец. По её мнению важно, чтобы дети чувствовали себя на равных со сверстниками из семей, и чтобы они знали, что они кому-то небезразличны. Эти слова подтверждают рассказы директоров детских учреждений о том, что дети обеспечены всем необходимым, но бюджетных средств не всегда хватает на яркие, красивые, модные вещи.
Представитель проекта "Ангелы добра" (организовывает сбор самых простых канцелярских товаров вплоть до ручек и карандашей) Юлия Асламова призналась, что не очень сильна в законах, но при этом обладает "секретной информацией о государственных нормативах" по обеспечению воспитанников детских домов одеждой. По её мнению, эти нормативы рассчитаны неверно, и детям не хватает того, что для них запланировано нормативами.
"Если мы начинаем говорить конкретные цифры, конкретные факты по конкретному детскому дому, то администрацию этого детского дома снимают. Были такие прецеденты. Мы в этом не заинтересованы. Мы хотим помогать, а не вредить. Поэтому мы не можем громко заявлять о каких-то цифрах. Мы не хотим, чтобы пострадали люди, тем более, те, с которыми мы сотрудничаем".
Если без эмоций
По итогам целой недели общения с чиновниками, руководителями детдомов и благотворителями у корреспондентов dp.ru сложилось мнение, что на самое необходимое для детей-сирот деньги в бюджете все же есть. И тратится на них подчас куда больше, чем на детей в обычных семьях. Ведь только по официальной статистике средняя начисленная заработная плата в Ленобласти едва превышает 25 тыс рублей. И обычные семьи, так же как и директора детдомов, платят и за свет, и за тепло и за одежду и еду, причем, как правило, безо всяких льгот.
Проблемы иногда возникают там, где муниципалитеты плохо выполняют свои обязанности по содержанию сирот. Правда, оказывается, что и не все директора детдомов умеют получать из бюджета необходимые деньги. Зачастую куда проще бывает обратиться к благотворителям и получить все бесплатно без долгих согласований, отчетов и обязательств. Ведь едва волонтеры начнут проявлять строптивость, их можно отлучить от детдома.
Кстати, нарушения финансовой дисциплины в детдомах - не редкость, и их директора периодически меняются по самым неприятным причинам. Так что если у кого-то есть реальные доказательства воровства или халатности руководства детдома, лучше всего обращаться в правоохранительные органы, а не скрывать это, надеясь взамен на молчание получить странное право пронести тайком лишнюю палку колбасы. И полицейские, и прокуроры относятся к сиротам не хуже, чем волонтеры, было бы обоснованное заявление. Другое дело, что иногда страстное желание помочь сиротам заставляет сторонних наблюдателей, не слишком объективно смотреть на ситуацию и сгущать краски. А посколько тема сиротства имеет особую остроту в нашем обществе, такие скандалы возникают, возможно, чаще, чем следовало бы.
Тем не менее, благотворительная помощь детдомам, конечно, нужна. Но не для спасения детей в детдомах от голода и нищеты - такие крайности хоть и случаются, но крайне редко и требуют вмешательства не волонтеров, а, всё-таки, прокуратуры.
Благотворительная помощь требуется, в первую очередь для того, чтобы сделать жизнь детей из областной глубинки ярче и интереснее. Ведь для многих из них даже простая поездка в Петербург становится большим приключением, что уж говорить о настоящих праздниках с яркими и необычными подарками. Впрочем, это касается не только сирот.