10:0329 мая 201210:03
366просмотров
10:0329 мая 2012
Глава группы "ИСТ" Александр Несис возвращается на Балтийский завод, но уже в роли не собственника, а одного из крупнейших кредиторов. Вопреки желанию хозяев верфи.
Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти18 мая удовлетворил требование ОАО "Ханты-Мансийский банк" о включении его в реестр кредиторов банкротящегося ОАО "Балтийский завод". План вывода верфи из финансового болота через процедуру банкротства в конце 2011 года одобрил Владимир Путин, тогда еще занимавший должность премьер-министра страны.
В начале 2012 года арбитражный суд запустил процедуру наблюдения на заводе, который к этому моменту перешел в управление государственной Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Началось формирование реестра кредиторов. Общая сумма кредиторской задолженности Балтийского завода, согласно отчетности на конец 2011 года, составляет 8,3 млрд рублей, из которых 2,6 млрд рублей верфь задолжала Ханты-Мансийскому банку. Контролирует кредитную организацию группа "ИСТ" Александра Несиса, которая в 2005 году продала 88% акций верфи Объединенной промышленной корпорации (ОПК) экс-сенатора Сергея Пугачева. Таким образом, бывший собственник вернулся на завод в роли крупного кредитора.
Похоже, хозяева Балтийского завода пытаются воспрепятствовать возврату долгов Ханты-Мансийскому банку. Накануне включения его в реестр, в начале мая, один из миноритарных акционеров верфи Юрий Королев, возглавляющий также отдел информационных технологий завода, подал в арбитраж иск о признании недействительными кредитных договоров верфи с банком. "Не была соблюдена процедура одобрения этих сделок в соответствии с законодательством РФ, - пояснил "ДП" Юрий Королев. - Если суд примет положительное решение, то требования банка отпадут, значит, долг завода будет меньше".
На фото: Россия, Санкт-Петербург. На "Балтийском заводе" спустили на воду третье судно серии из четырех несамоходных нефтеналивных танкеров проекта 2734, построенных по заказу ГК "Балтийская топливная компания" (БТК). Судно получило имя "Мира".
Юристы группы "ИСТ" полагают, что требования Королева надуманные, деньги выделялись заводу на пополнение оборотных средств и не должны были проходить одобрение совета директоров. В группе "ИСТ" Королева называют "дежурным акционером", указывая на то, что он уже участвовал в судебных процессах, когда завод боролся со своим шведским клиентом - Stena RoRo AB. Завод не построил этой компании два грузовых судна, за что шведы потребовали с верфи через суд 1,2 млрд рублей. В середине мая этого года скандинавская компания также вошла в реестр кредиторов.
Не только иск миноритарного акционера, но и другие действия ОСК наводят представителей "ИСТ" на мысль, что долги будут возвращены не скоро.
Дело в том, что банк ссужал Балтийскому заводу деньги под будущие поступления на строительство головного плавучего энергетического блока (ПЭБ) по заказу ОАО "Концерн "Росэнергоатом". Проще говоря, часть денег, которые Росэнергоатом перечислял заводу на строительство ПЭБ, банк забирал себе в счет погашения долга.
Чтобы легче было контролировать процесс, Ханты-Мансийский банк открыл для верфи специальный расчетный счет, на который поступали средства от Росэнергоатома. Однако в конце 2011 года Росэнергоатом заключил с ОСК и Балтийским заводом соглашение, в соответствии с которым все платежи по ПЭБ пошли мимо Ханты-Мансийского банка.
“
Действия менеджмента завода являются не чем иным, как попыткой затягивания включения требований банка в реестр кредиторов с целью не допустить банк к участию в первом собрании кредиторов, на котором должен быть выбран новый управляющий на следующий этап банкротства. В ходе этого этапа будет решаться вопрос о реализации имущества Балтийского завода, и цель подобных действий - минимизировать влияние банка как одного из ключевых кредиторов.
Роман Кичанов
Советник президента Ханты-Мансийского банка
"Можно предположить, что делается все возможное, чтобы не платить по долгам. Такая позиция выглядит неконструктивной, особенно если учесть, что речь идет о представителях государственной корпорации", - полагают в банке.
Представитель ОСК Алексей Кравченко отказался комментировать ситуацию, заявив, что об иске Юрия Ковалева ему неизвестно, а также добавил, что госкорпорация только управляет заводом, а распоряжается акциями Банк России.
В преддверии конкурсного производства Росэнергоатом пытается через суд увести с Балтийского завода дорогостоящий ПЭБ стоимостью, по оценке госконцерна, 13,4 млрд рублей, вероятно, чтобы кредиторы не покусились на него. Пока недостроенный плавучий энергоблок принадлежит заводу.
В конце 2011 года Росэнергоатом обратился в петербургский арбитраж, чтобы признать за собой право собственности на ПЭБ. Но суд первой и второй инстанций отказался удовлетворить требования истца. "Мы надеемся, что 26 июня кассационная инстанция вынесет решение в нашу пользу", - говорит заместитель генерального директора Росэнергоатома Сергей Завьялов (отвечает за строительство плавучей атомной теплоэлектростанции). Если суд удовлетворит требования Росэнергоатома, то, по словам Завьялова, договор на достройку ПЭБ будет заключен со специальной структурой ОСК - "Балтийский завод - Судостроение". На ее счета поступают все деньги по новым контрактам завода, в штат этой компании переведены сотрудники банкротящейся верфи.
“
Объем требований к заводу в размере 13,4 млрд рублей определяется общей стоимостью плавучего энергоблока. Плавучая часть, то есть носитель реактора, стоит по контракту около 10 млрд рублей. Плюс к этому мы поставили более чем на 3 млрд рублей оборудования. Мы надеемся, что суд удовлетворит наши требования о праве собственности на ПЭБ, поскольку согласно закону "Об использовании атомной энергии" собственником ядерной установки может быть только государство.
Сергей Завьялов
Заместитель генерального директора Росэнергоатома
Сергей Завьялов добавил, что ПЭБ должен был быть готов еще 24 мая этого года, но когда он будет реально достроен - пока невозможно даже предположить.
Получить что-либо с завода кредиторам будет непросто. Согласно отчетности компании, по состоянию на конец 2011 года денежные средства на счету предприятия плюс дебиторская задолженность не покрывают и половины кредиторки.
Даже если выставить на продажу основные средства завода и они будут проданы по балансовой стоимости, то и этого не хватит, чтобы полностью удовлетворить требования кредиторов. Тем более что многие основные фонды принадлежат не Балтзаводу, а структурам Сергея Пугачева.
В конце января этого года глава "Балтзавод-Судостроения" Александр Вознесенский в интервью "ДП" рассказал, что часть производственных мощностей и заводских цехов была продана структурам ОПК отдельно от верфи. Затем она арендовала эти помещения и станки.
К тому же средства, поступающие на предприятия по новым контрактам, находящимся в работе, проходят мимо кассы Балтийского завода прямиком на счета "Балтзавод-Судостроения". Стоит отметить, что пока лекарство, призванное излечить верфь от финансовых проблем, помогает слабо. Источник на заводе сообщил "Деловому Петербургу", что сотрудников отправляют в отпуска в связи с отсутствием работы. "ДП" недавно писал, что на заводе остановлена резка металла для нового ледокола.
Глава "Балтзавод-Судостроения" Александр Вознесенский отказался комментировать "ДП" ситуацию.