В российском образовании индивидуальный подход по-прежнему в дефиците

Автор фото: Trend / Никита Инфантьев

В российской системе обучения исторически сложилось так, что оценка развития личности ориентирована на некие внешние метрики, оценки в школе, должности и уровень заработной платы на работе.

В этом кардинальное отличие от европейских и скандинавских методик оценки личностного роста, где больший акцент делается на индивидуальный и дифференцированный подход к организации обучения, когда оценивается развитие личности во времени, а не соответствие неким абстрактным нормам. Современное корпоративное обучение как раз пытается восполнить этот пробел. В идеале корпоративные тренинги и тренинги личностного роста должны быть направлены на корректировку личностных качеств каждого сотрудника и изменение самооценки. По мнению экспертов, существующее положение вещей пока еще далеко от идеала.
По мнению Ярослава Леонычева, руководителя службы персонала ООО "Торговля от "Петмола" опт", корпоративное обучение, и в частности тренинги личностного роста, является частью корпоративной культуры. Если в компании совместное обучение и приобретение новых знаний являются ценностью, участие в тренингах для сотрудников становится неотъемлемой частью жизни и деятельности в компании, необходимым условием и потребностью для дальнейшего роста, развития и успешной работы в команде. Более того, корпоративное обучение становится одним из инструментов нематериальной мотивации. При этом необходимо понимать, что реальные ценности и декларируемые не должны различаться. Если компания только озвучивает ценность обучения, но при этом в своей ежедневной деятельности никак не поощряет развитие персонала, то, скорее всего, проведение корпоративных тренингов может превратиться для сотрудников в бесполезную трату времени и принесет больше вреда, чем пользы.
Специалисты по корпоративному обучению говорят о том, что проведению тренингов должна предшествовать длительная работа по формированию ценности обучения. Такая работа включает диагностику мотивации сотрудников, выявление их потребностей и ожиданий. Это позволит найти для каждого сотрудника подходящие стимулы для участия в обучении.
"Одной из проблем, с которыми сталкиваются наши тренеры при проведении корпоративного обучения, является недостаточная мотивированность сотрудников, пришедших на тренинг. Если кадровая служба компании-заказчика не разъяснила им цели и задачи тренинга, если сотрудники приходят на обучение с мотивацией "нам сказали прийти", эффект от тренинга будет значительно ниже", - говорит Екатерина Анисенок, и.о. руководителя отдела организационного консалтинга Института проблем предпринимательства.
В свою очередь, Марина Колесник, генеральный директор Oktogo.ru, считает, что тренеры должны лучше изучать особенности компании перед проведением тренинга. "Корпоративный тренинг должен быть эксклюзивным продуктом, учитывать особенности нашей корпоративной культуры, уже сложившихся взаимоотношений. Зачастую на предварительную диагностику тренинговые компании выделяют слишком мало времени, а это заставляет сомневаться в эффективности обучения".
По мнению Александра Тимофеева, д.ф.н, заведующего кафедрой гуманитарных наук СПбГУКиТ, большинство корпоративных тренингов и тренингов личностного роста рассчитаны так или иначе на развитие усредненных коммуникативных навыков. Такие тренинги не учитывают индивидуальность участников.
Но коммуникация - это не станок и не конвейер с одинаковым набором кнопок. Образно говоря, для получения результата каждый должен использовать свои рычаги, то есть сильные стороны своей личности. Здесь трафаретные подходы дают менее эффективные результаты.