Программы целевого кредитования покупки катеров или яхт не пользуются популярностью у банков

Автор фото: Global Look Press

Не многие банки готовы кредитовать покупку катера или яхты. Считается, что покупатели дорогих плавсредств не нуждаются в заемных деньгах. Активно развитое потребительское кредитование или лизинговые программы могут стать альтернативой для покупки яхты с последующей выплатой ее стоимости.

Лишь несколько банков в Петербурге предлагают целевые кредитные программы приобретения яхт и катеров. Пока данный вид кредитования развит слабо - сделки по покупке яхт и катеров носят индивидуальный характер. Банк Проектного Финансирования предлагает кредиты на приобретение плавсредства с последующим его залогом по ставке 13% годовых в долларах США и сроком до 7 лет. Сумма кредита может составлять до 75% от стоимости залога.
Базовая процентная ставка на водно-моторную технику в банке "Советский" находится в диапазоне 13,9-15,9% годовых в рублях. "Наибольший интерес к кредитованию в этом направлении проявляют клиенты, которые приобретают водно-моторную технику в диапазоне от 50 тыс. до 1 млн рублей. В этой ценовой категории представлено большое разнообразие техники - от простых моторных лодок до быстроходных катеров", - говорит Михаил Зенин, начальник управления развития бизнеса ЗАО "Банк "Советский".
Сделки по кредитованию дорогих яхт стоимостью более 1,5 млн рублей здесь рассматривают в индивидуальном порядке. Такие заемщики попадают в категорию VIP-клиентов: для них подбираются оптимальные сроки, процентная ставка, предлагается страхование приобретаемой техники от кражи и повреждений.
"Клиенты, которые приобретают дорогую яхту или катер класса "круиз", редко используют заемные средства. Наличие техники такого класса - это уже показатель высокого уровня достатка клиента", - отмечает Михаил Зенин. По его словам, большая часть продаж приходится на водный транспорт стоимостью 50-300 тыс. рублей. Покупка техники большей стоимости происходит в 2 раза реже. Большинство сделок происходит с начала мая по сентябрь, отмечают в банке "Советский".
Программу кредитования под залог судна в 2008 году предлагал банк "Стройкредит". Причем действовала эта программа только в Новороссийске. "На данный момент подобные кредиты в банке отсутствуют, вводить их мы не планируем, поскольку считаем их неперспективными. Это низкомаржинальный и достаточно сложный в обслуживании продукт, который может быть востребован лишь в двух-трех наших филиалах. Практика показывает, что банкам, вводившим подобные продукты, порой удавалось заключать лишь единичные сделки", - сообщила Лариса Баландина, директор департамента продуктов и технологий банка "Стройкредит".
Заместитель директора департамента розничных продуктов банка "Петрокоммерц" Анна Романенко подтверждает, что данный вид кредитования является специфичным для России, поэтому банкам сложно оценить риски (и, соответственно, условия кредитования) по данному продукту. "Кроме того, процедура оформления, регистрации и страхования водного транспорта не отработана и поэтому достаточно трудоемка. Гораздо проще оформить обычный потребительский кредит и приобрести яхту или катер по своему выбору", - считает Анна Романенко, заместитель директора департамента розничных продуктов банка "Петрокоммерц".
Банкам намного интереснее развивать нецелевое кредитование наличными, с помощью которого в том числе можно приобрести парусную или моторную яхту либо другое плавсредство.
"Наш банк выдает потребительские кредиты наличными на сумму до 1 млн рублей, на эти средства вполне можно купить катер или скромную парусную яхту. Залога по кредиту не требуется, поручитель нужен только в том случае, если сумма кредита свыше 700 тыс. рублей", - говорит Лариса Баландина.
По данным генерального директора ООО "Кредит Маркет" Петра Карасева, в среднем по рынку сумма потребительского кредита без привлечения поручителей составляет до 1 млн рублей, срок - 5 лет, ставка - 18-25% годовых в рублях.
"Плюсами данного способа являются отсутствие первоначального взноса, возможность приобретения б/у плавсредства. Кроме того, приобретенное имущество не обременяется залогом, нет требований к постановке на учет плавательного средства и его обязательной страховки", - отмечает Петр Карасев. Минус данного инструмента - высокая процентная ставка.
Еще одним альтернативным способом приобретения яхт и катеров является лизинг. По словам Петра Карасева, этот способ оптимален для топ-менеджеров и собственников организаций. Плавсредство в данном случае приобретается лизинговой компанией и сдается в финансовую аренду организации.
Срок лизингового договора в среднем по рынку составляет 3-7 лет, аванс по договору лизинга (первоначальный взнос) - 10-30%, удорожание предмета лизинга начинается от 10% в год. Плюсы лизинговой сделки заключаются в ускоренной амортизации предмета лизинга, отнесении лизингового платежа на затраты, экономии на налоге на имущество, оптимизации НДС. Данную сделку готово провести большое количество лизинговых компаний. Однако при плохих финансовых показателях компании сделка будет невозможна.