Онлайн-интервью с Валерием Сердюковым на dp.ru

Автор фото: Trend/ Виктория Ламзина

Газета "Деловой Петербург" и портал dp.ru в пятницу, 4 мая, проводили онлайн-интервью с губернатором Ленинградской области Валерием Сердюковым. Действующий губернатор рассказал о предпринимательском климате, крупном бизнесе, дорогах, налогах, объединении Петербурга и области, а также узнал от журналистов "Делового Петербурга" о своей предстоящей через 2 месяца отставке.

Онлайн-интервью губернатора Ленинградской области Валерия Сердюкова.
- Как вы оцениваете предпринимательский климат в регионе?
В.Сердюков: Я называю всегда только данные государственной статистики. Мы уже отработали 4 месяца в 2012 году, результаты довольно хорошие. Темпы роста экономики сохраняются, а темпы у нас - от 7 до 9%, по I кварталу рост промышленного производства составил 6,4%.
С учетом этого растут и все составляющие, которые обеспечивают состояние экономики. И наполняемость бюджета несколько выше, чем в прошлом году. Это позитив, который для нас очень важен.
Мы работаем по привлечению новых инвестиций. По объему инвестиций тоже есть рост в I квартале. Инвестиции идут от малого, среднего бизнеса и крупных предприятий. Сегодняшние вложения в экономику - это завтрашние результаты. Есть уверенность в том, что работа в последующие годы будет идти на позитив, что мы получим результат. Будет рост доходов.
И второе, что я хотел бы отметить: работа на повышение экономического потенциала позволила нам все-таки не заимствовать финансовые ресурсы в коммерческих банках. У нас сегодня долг Ленобласти - 1,3 млрд рублей, мы имеем облигационный заем с погашением в 2014-2015 году. Консолидированный бюджет – 83 млрд. Мы с 2004 года не заимствуем у коммерческих банков. Можно было бы ускорить строительство каких-то объектов, привлекая кредиты, но, когда мы оцениваем, что их надо будет возвращать, да еще с процентами, то эти процентные ставки для нас составляют два-три здания детских садов.
- Как строится диалог с крупным бизнесом?
В. Сердюков: Я всегда оцениваю взаимоотношения государственных органов власти по результатам. С крупным бизнесом нет у нас проблем во взаимоотношениях. Мы не видим серьезных проблем, которые бы не решались. Они решаются. Есть, как в любой работе, вопросы разного рода: регистрационный, земельные, но это рабочие моменты. Их надо решать. Но сегодня появляются крупнейшие объекты, значимые не только для Ленинградской области, но для всей России. Это факт.
Вот пример: "Сургутнефтегаз". Предприятие глубокой переработки нефти, которое производит Евро-5 и дизельное топливо. Или, например, проект в Рябово. Переработка грузов вышла на уровень 45 млн. Это тоже инвестиции. За 10 лет инвестировано 52 млрд рублей, из них 10 млрд – государственные.
Это все свидетельствует о наших взаимоотношениях.
И за все годы мы не потеряли ни одной компании с иностранным капиталом. Значит, условия хорошие, раз есть результат.
- Еще один вопрос родился прямо сейчас. Где вы загорели?
В. Сердюков: На даче, на улице. Вчера загорал с голым торсом.
- Как вы относитесь к вопросу объединения Петербурга и Ленобласти?
В. Сердюков: Все говорят, городу надо расширяться. Что так будет лучше жителям и города и области. Может, тогда лучше объединиться с Финляндией. Надо на это посмотреть с точки зрения законодательной базы. До Пушкина - 30 км, до Петродворца, Сестрорецка – тоже недалеко. Есть территория, которую можно эксплуатировать, есть куда расширяться.
Что касается вопроса о строительстве жилья. Земля у нас есть паевая, муниципальная, акционерных обществ, есть частные земли. Разве негде у нас строить жителям Санкт-Петербурга? Это решают владельцы земли. Предприятия размещать никто не запрещает.
Что касается того, чтобы "дать лёгкие" Петербургу - я сегодня подпишу постановление об установлении границы, до которой будут запрещены все работы, как по зелёной зоне. Это трасса А-120.
- А что касается налогов?
В. Сердюков: Нужно, чтобы человек, живя здесь, видел, на что идут его налоги. Чтобы человек мог спросить, куда они идут. Чтобы поднять уровень местного управления, надо дать им средства. Только 20% МО могут получить какой-то дополнительный доход в бюджет. Человек должен видеть по месту жительства применение его налогов.
- Следует ли из сегодняшней ситуации, что выборов губернатора не будет, так как в необходимый до осеннего дня голосования срок не представлены кандидатуры?
В. Сердюков: Откуда вы взяли, что выборов в Ленобласти осенью не будет? "Единая Россия" и администрация президента работают над всеми регионами, где сегодня у губернаторов заканчиваются полномочия. Они работают и рассматривают кандидатуры по всем регионам, где  заканчиваются полномочия губернаторов, потому что так должно быть. Вчера эта тема рассматривалась по Ярославской, по Бурятии, по Ленинградской области.
Какие там решения, я не знаю. Эти кандидатуры поступили в том числе и от меня. Они включались в резерв президента. Это кандидатуры сенатора Андрея Молчанова, спикера парламента Александра Худилайнена, вице-губернаторов Александра Дрозденко и Константина Патраева, депутата Сергея Петрова. Пока такой круг. Все эти кандидатуры были известны в 2011 году, чтобы администрация была в курсе. Новых кандидатур не было.
Но я не думал, что Басаргин будет исполнять обязанности губернатора Пермского края. Возможно, и у нас будет такое неожиданное решение.
Закон о выборах губернатора вступит в силу 1 июня. До 1 июля требование таково, чтобы в субъектах были приняты законы о выборах губернаторов – во всех, у кого есть и у кого нет выборов. Это приведение нормативной базы в соответствие с федеральным законодательством. По закону выборы должны быть назначены не менее чем за 90 дней до даты проведения выборов.
Дата проведения выборов в 2012 году обозначена 14 октября. Выборы в Ленобласти могут быть назначены с 5 июля до 15 июля. Юридически все успеваем мы сделать. Будет ли другое решение принято, мы не знаем. Поэтому однозначно сегодня ничего не определено. Я разговаривал с Чуровым на эту тему недавно.
- Если будут прямые выборы губернатора, будете ли вы в них участвовать?
В. Сердюков: Я планирую до 9 июля работать в прежнем режиме. Как приходил на работу в 8 утра, так и буду приходить, как уходил поздно, так и буду уходить, как ездил по территории области, так и буду ездить. Приятно это или неприятно, но когда проблем много – надо их решать. Я не снижаю темпы работы до 9 июля. А там - все под Богом ходим…
Будет дальше решение от меня зависеть или от президента, я не знаю. Выборы меня не пугают. Назначение меня в качестве губернатора или кого-то другого тоже не пугает. Я буду работать в прежнем темпе до 9 июля.
- Вопрос от наших читателей: "Уважаемый Валерий Павлович! От имени "измученных" монополистом Пулково горожан умоляем вас пробить в Усть-Луге и грузовой и пассажирский аэропорт для полетов авиадискаунтеров, а также легкомоторной авиации. Я вас уверяю, что граждане Санкт-Петербурга поставят вам при жизни памятник, если аэропорт заработает. И помимо грузов Ленобласть отберет у Финляндии огромный поток авиапассажиров! Спасибо!"
В. Сердюков: Ответ может быть и отрицательный, и положительный. Надо рассматривать вопрос в динамике. Чисто пассажирский аэропорт строить нецелесообразно и неэффективно. Должен быть построен 30-тысячный город в этой зоне, будет развиваться индустриальная зона –  строить именно пассажирский авиатерминал не стоит. А для деловой авиации – это возможно. При развитии этой территории мы рассматриваем возможность бизнес-авиации. А вот строительства такого аэропорта, как Пулково-3, не будет точно.
- В Ленобласти в Киришах есть успешный проект "Сургутнефтегаза" – компания объявила о создании консолидированной группы налогоплательщиков. Вы почувствовали по первому кварталу, лишились ли вы налогов? Потому что Петербург из-за этого закона лишился значительных доходов.
В. Сердюков: Я не знаю, кто как считает, но решений пока нет, из-за которых это можно было почувствовать. И это не потому, что там кто-то сгруппировался по-другому.
У нас работают и "Лукойл", и "Газпром", и "Сургут", и "Транснефть", и "Башнефть", и другие компании. Давно идет обсуждение темы, чтобы налоги на прибыль и на имущество распределялись по тем регионам, где работали эти компании, по численности работников и по объему имущественного комплекса. Вся прибыль "Сургутнефтегаза", которая заработана, делится на количество работающих. Сколько человек работает на эту компанию, по этому коэффициенту и прибыль распределяется.
Так же и по имуществу. Компании не пострадают, они не заплатят ни больше, ни меньше. А распределение будет более правильным. Почему в Ленобласти работает 5 тыс. человек в "Сургутнефтегазе", а налог на прибыль не начисляется из "общего котла"? Мы же создаем прибыль. Где человек работает – там и должна распределяться прибыль.
Это будет. Кто работает, тот всегда найдет. Кто искусственно получает – тот всегда потеряет. Мы пока не считаем, сколько мы получим дополнительно, но ощущение, что получим, у нас есть.
- Как изменилась бюджетная политика в регионе? Каковы перспективы возврата денег от банка ВЕФК ?
В. Сердюков: Мы продолжаем размещать деньги на депозитах коммерческих банков. Надо сказать, все субъекты РФ погорели на этом или других банках. Такая практика не была отрегулирована государством. Сейчас мы размещаем средства в большей степени в Сбербанке, а также в других коммерческих банках.
В то время была попытка, может быть, даже хорошая задумка, чтобы наш банк, Рускобанк, был создан как банк региональный, с участием правительства, и работал на проведение кассовых операций муниципальных образований. Чтобы упростить систему зависимости банков, чтобы можно было проще решать многие вопросы. Это было сделано. Насколько мы смогли распорядиться этим имущественным комплексом, занимается комитет по имущественному комплексу и комитет по финансам. Продолжаются арбитражные суды. На сегодняшний день потери практически возмещены. Где-то имуществом, где-то деньгами.
- Еще один вопрос от наших читателей: "Какова дальнейшая судьба Ржевского военного полигона? Ходит много слухов о его закрытии и передачи земель в гражданское пользование, например, для выделения земельных участков многодетным семьям".
В.Сердюков: В Ленобласти Минобороны занимает значительную часть территории. Их земли выведены из оборота как для гражданского строительства, так и для их использования местным населением.
Многие территории не выполняют функции оборонного значения. В том числе и Ржевский полигон не выполняет заложенных функций, поэтому эти земли нужно передать Ленобласти. Сейчас на этой территории только ликвидируют боеприпасы, что не очень удобно для региона. Я думаю, будет принято решение, пройдёт оптимизация территорий. Но на сегодняшний день эта территория принадлежит Минобороны.
Есть курьёзы, когда объекты переданы области, а земли остались в ведении Минобороны. И мы не имеем права эксплуатировать, финансировать объекты на этих землях. Конечно, нужно ликвидировать такие несоответствия.
- Как вы оцениваете уровень развития малого и среднего бизнеса в Ленобласти? В каких секторах рынка вы видите рост малого и среднего бизнеса?
В. Сердюков: Комитет по малому и среднему бизнесу никогда не получает от меня отрицательного ответа по вопросу финансирования через Фонд поддержки малого бизнеса. Чем больше мы берем на себя обязательств, тем больше получаем от федерального бюджета.
Я не удовлетворен пока развитием малого бизнеса. Малый бизнес развит пока только в сфере услуг. Это плохо. При каждом крупном предприятии должен работать малый и средний бизнес. В Германии они вокруг заводов производят какие-то детали, а на головном предприятии идет сборка продукции. Сегодня пять заводов по автокомпонентам созданы в области – и это малые предприятия. В строительстве, наверное, есть малый и средний бизнес, но он сегодня работает в не очень открытом режиме.
На транспорте тоже есть уже неплохой результат. Муниципальные предприятия автотранспорта всегда были убыточны, а где пришел малый и средний бизнес – автопредприятия получают прибыль. Мы же предоставляем льготы некоторым категориям граждан. Компании очень активно друг с другом конкурируют за маршруты - идут в суды, рассматривают правильность проведения тендеров, а значит, нам надо соответствовать, вводить новые условия тендеров.
- А торговля? Дорогу сетям или местным рынкам?
В. Сердюков: Государственных предприятий в торговле нет. Сетевые большие магазины существуют, а при них всегда будут малые. Очень тяжело воспринимались сетевые компании лет 5-6 назад. Сегодня и "Пятерочки", и "Перекрестки" существуют и работают нормально. Чем меньше вопросов по торговле к нам, тем лучше.
Ведь наша задача - не создание сотен тысяч малых предприятий, а чтобы человек был удовлетворен качеством услуги – чтобы там были свежие товары, низкие цены. А цены могут быть низкими, когда есть объем продаж. А когда объема продаж нет, то и цены высокие. Это жизнь. Представителям торгового бизнеса надо искать пути, чтобы оказать более качественные услуги. Сегодня в некоторые магазины ходят как в музеи, а кто-то и покупает. И очередей нет за колбасой.
- Наших читателей волнует качество дорог в Ленобласти. В частности, планируется ли реконструкция трассы «Скандинавия»?
В. Сердюков: На сегодняшний день могу сказать, что в пределах 4 млрд рублей выделено на трассу "Скандинавия". Будут продолжаться работы по направлению Псков-Витебск – четырёхполоска в обход Гатчины. Конечно, "Скандинавия" не соответствует современным требованиям. И мы обязаны работать в этом направлении.
- По поводу ситуации на стройке ЛАЭС-2. Исполнителем заказа является компания дочери генпорядчика. Не планируете ли вы обратить внимание на эту стройку?
В. Сердюков: Знаете, для меня кто там субподрядчик, совершенно безразлично. Или Обама, или кто-то еще, или друг Григория Нагинского. Это не суть. Суть в том, что выполняется то, что предусмотрено проектом, согласно проектам качеств и все остальное. Вот что главное. За этим должен быть жесткий контроль. Не за тем, кто работает, а как выполнены работы. Качественно. Стройнадзор, технадзор и федеральные структуры выполняют эту функцию.
Ну вот построили "Атомэнерго", который был раньше генподрядчиком. Что-то там развалилось. Это значит, что генподрядчик не был добросовестным. Только так. Привлекают местных жителей – хорошо. Но это должны быть специалисты. Нам пора уйти уже от понимания, что если Нагинский руководит организацией Спецстрой, то жена у него не может работать в торговле Спецстроя, или дочь не может строить.
- На западе такой ситуации сложится не может. Как и той, которая была в Москве. Когда  Елена Батурина , жена Лужкова , была основным исполнителем строительных заказов.
В. Сердюков: Нормально ли, что в Москве строила все Батурина? Если это коррупционная ситуация, то они должны сидеть в тюрьме. Если они не сидят в тюрьме, то это неаргументированный вопрос. Если вы говорите о Западе, я такого не знаю.
Я не следователь. Если у кого-то какие-то есть возможности - нужно уточнить. Я запрошу проведение прокурорской проверки. Но сейчас все работы выполняются добрососвестно. Если что-то нарушается – это дело прокурора.
- От этого зависит безопасность Ленобласти.
В.Сердюков: Нужен жесткий контроль за выполнением работ И там он ведется. Никакого отношения Нагинский к контролю качества не имеет. У них заключен договор с фирмой, которая имеет лицензию по контролю за проведением работ на атомных объектах.
- Характер сотрудничества с губернатором Петербурга как-то изменился после прихода Георгия Полтавченко?
В. Сердюков: Вы когда-нибудь слышали, чтобы я говорил, что у меня не получается диалог с Валентиной Матвиенко или Владимиром Яковлевым? Всегда как-то удавалось договариваться. Есть две пробки: въезд и выезд с кольцевой и на кольцевую. Создана группа во главе с министром транспорта Игорем Левитиным по финансированию этого вопроса. Есть общие вопросы строительства метро, наземного транспорта, все это согласуется в интересах жителей, у нас нет никаких противоречий. Никто не будет строить обособленно, поэтому вместе рассматриваем и определяем объемы финансирования и одного субъекта, и другого. Лет 7-8 назад до подписания соглашения с Матвиенко постоянно звучали проблемы перевозки льготных пассажиров в городе и области. Теперь этот вопрос решен город перечисляет нам средства за своих льготников, мы перечисляем городу за своих.
Сегодня очень сложный вопрос – это бытовые отходы и отходы производства. Решен этот вопрос может быть только по новому подходу. Нельзя делать новые полигоны, хоть в Тосно, хоть в Кировске, хоть в Подпорожье, надо переходить на заводы по сортировке, переработке органики и неорганики. А валить в кучу – нельзя.
- Кто-то из инвесторов выразил желание строить завод?
В. Сердюков: Моя позиция выработана и она останется такой: строить заводы по сортировке отходов - органики и неорганики - и их переработке. Свалки и любой упаковки отходов не будет. Я категорически против. Заводы такие есть, есть предложения инвесторов. Мы готовы отводить место под строительство таких заводов, они экологически чистые, я видел такие заводы в Америке. Но есть один вопрос – долгосрочное заключение контрактов на переработку, это тарифы на переработку. Кроме того, много компаний, которые получают на отходах сегодня золото.
- Вы говорили, что в Ленобласти земли не принадлежат субъекту, а находятся в собственности акционерных обществ и прочее. Очень часто эти земли по назначению не используются, меняется назначение земель. Нужно ли ужесточать контроль за сельскохозяйственными землями?
В. Сердюков: Есть 3 документа, которых нам не хватает. Первый – схема территориального планирования, в котором определено, какие земли могут под жилищную, промышленную застройку, а какие никогда не застраиваться. Таких схем нет. Они должны быть утверждены депутатским корпусом, согласованы на всех уровнях, с общественными, экологическими организациями.
Второй - градостроитные федеральные планы населённых пунктов. Уже внутри населённого пункта. Этот проект утверждать должны также депутаты. И этого документа нет, и там есть возможности коррупционных проявлений, когда глава муниципалитета сам решает, подписать или не подписать разрешение на строительство объекта.
Третий документ - правила застройки и землепользования. Где можно поставить мусорный бак, ларёк, детскую площадку – все эти вопросы должны быть систематизированы. Но эти документы дорогостоящи. Ни в одном субъекте нет пока таких документов. Те, что нам предлагали на согласования – мы возвращаем на доработку. Но они нужны!
- Как сейчас обстоит дело с повышением туристической привлекательности? Была идея создания особой экономической зоны туристического типа. Как-то вопрос прорабатывается?
В.Сердюков: У нас есть программа развития туристических зон, она финансируется из бюджета. Есть карты туристических зон. Они обустраиваются. Созданы достаточно комфортабельные условия. Но сложно считать количество туристов. Жителей Санкт-Петербурга и Ленобласти считать туристами?
Пример по Вознесению: там два парома, которые двигаются с правого на левый берег. Мне сообщают, что количество пассажиров увеличилось. Почему? Отвечают, что много стало желающих перебраться. А кто это? Количество жителей не увеличилось? Кто ездит? Вероятно, туристы. Поток посещения разных территорий большой: карельский перешеек, вдоль Ладоги и Онеги. Вы проедьте по Ладожскому каналу, вы увидите, сколько там стоит и гостиниц и коттеджей. Все для туристов. На берегах Онеги тоже. Это все зоны для туристов.
- Но все же особые экономические зоны будут создаваться?
В.Сердюков: Мы приняли закон. Они будут. Во-первых, есть закон о создании льготных условий на территориии технопарков и индустриальных парков. 360 млн. рублей выделено на создание технопарков, в прошлом году. Этой площадке мы полностью обеспечиваем коммунальную и энергетическую инфраструктуру. А инвестор размещает что он хочет.
Второе: с учетом необходимости привелечения дополнительных инвестиций – мы все предприятия района освободили от уплаты налога на имущество на прибыль в областной бюджет. У них появилась возможность направдлять деньги на развитие, привлекть новых инвесторов. Но есть нарушения бюджетного кодекса. Есть проблемы.
Федеральные проекты: прорабатывали вопрос по Усть-Луге, но все пришли к выводу, что там слишком много федеральных структур, которые стали управлять этим зонами. В этих условиях сложно посчиттать эффективность.
- В списке, который сегодня представила "Единая Россия" - Худилайнен, Дрозденко, Молчанов. Это для вас неожиданность? Кого из троих вы бы хотели видеть своим преемником?
В.Сердюков: Это кандидатуры, которые представлял и я в том числе. Если бы я их не прдставлял, тогда это была бы неожиданность. Я любую кандидатуру поддержу. Выбор сделает президент. Примерно все они одинаковые.
- А как вы оцениваете кандидатуру Андрея Молчанова?
В.Сердюков: Молчанов – это представитель крупного бизнеса У него есть опыт управления хозяйством, у него получилось это в бизнесе. Но у Молчанова нет опыта управления муниципалитетами, который есть у Дрозденко и Худилайнена.
- Вопрос о трудовой миграции. Не всегда без них можно удовлетворить потребности предприятий в рабочей силе. Как Вы видите решение с легализацией гастарбайтеров, которые сейчас находятся "в тени".
В.Сердюков: Я уже говорил, численность жителей растёт, и количество занятых в трудовых отношениях тоже растёт. На предприятиях всегда есть дефицит с рабочей силой. В Тихвине специально построено 1000 квартир для привлечение рабочих рук.
Только мигранты – это не выход, это не решит проблем крупных предприятий. Нужно привлекать жителей области, создавать для них инфраструктуру. Мигранты часто работают в неквалифицированной области или на сезонных работах. Более 100 тыс. мигрантов за прошлый год прошло через Ленобласть. Сейчас нам рекомендуют строить объекты временного содержания для нарушителей миграционного законодательства, где они должны пребывать до выселения.
Экономическая целесообразность привлечения мигрантов – конечно, есть, но на определённых работах.
- Вопрос по поводу Гатчины. Из нее планировалось сделать культурную столицу области и построить театр. Но там обнаружились проблемы с коммуникациями. Остались ли планы по театру и есть ли деньги на него?
В. Сердюков: Место, где начать стройку, выбирала Гатчина и общественность Гатчины. Мы сделали проект. Мы готовы начать финансировать проект, и решаем вопрос с Министерством культуры о софинансировании из федерального бюджета.
Но вдруг гатчинцы проснулись и говорят, что там строить нельзя. Определитесь, гатчинцы. Не определитесь – построим театр в Лодейном Поле или Выборге. Я не буду заставлять строить театр, это дело муниципалитета, жителей. Финансирование мы заложим, проект мы сделали. Мы можем построить это здание, но гатчинцы сами должны решить, нужен театр или нет.
- Вы дважды выбирались на пост губернатора Ленобласти. Что бы вы посоветовали новому президенту изменить в отношении федерального центра с регионами? Что эффективнее, с вашей точки зрения – выборы или назначение губернатора?
В. Сердюков: Вы знаете, законы не могут работать вечно. Были выборы губернатора 19 сентября 1999 года, в которых я участвовал, в 2003 я тоже участвовал. В первых выборах нужно было набрать простое большинство в первом туре, во вторых выборах – не менее 50% голосов.
И первый раз, и второй нужно было собрать подписи избирателей, чтобы зарегистрироваться как кандидат в губернаторы. А это тяжелая штука. Даже листы с подписями мне нужно было подписать собственноручно и поставить даты. На это я потратил 2 ночи. Это подписи, которые потом проверялись, я их завизировал.
Пришло время, когда объективно сложилась ситуация, что субъекты приняли свои уставы, конституции, не соответствующие федеральному законодательству, и изменить это было сложно. Поэтому регионы иногда спекулировали этим. Всегда вспоминают фразу: "Берите демократии столько сколько хотите", но забывают вторую часть, что "надо соблюдать законы федерации".
Чтобы соблюдались законы, было принято решение о назначении губернаторов. На мой взгляд, это оправдало себя. Но, действительно, центр стал несколько злоупотреблять этим. Стали давать слишком много указаний губернатору. Общество стало другим и решено проводить выборы губернатора.
То, что нужно не собирать подписи избирателей, а заручиться поддержкой депутатского корпуса, это правильно. И правильно то, чтобы и президент должен был бы иметь по кандидатуре на выборы, тоже свое мнение высказывать. Это до выборов снимет многие вопросы, например, вопрос случайных людей. Не полностью, но снимет. Я считаю, что процедура будет работать.
- Сначала о позитивном: объемы производства продукции сельского хозяйства в Ленобласти растут в геометрической прогрессии: по тем же яйцам мы в первой тройке по России. В то же время себестоимость нашей сельхозпродукции существенно выше, чем в Белоруссии. Понятно, это связано с климатом. Я знаю, что правительство поддерживает сельское хозяйство из бюджета. Продолжится ли эта поддержка?
В. Сердюков: Это очень серьезная проблема, связанная с вступлением в ВТО. Вы знает, что в странах ЕС и ВТО есть регламентированная поддержка отдельных регионов, в том числе в области сельского хозяйства. У нас затраты на производство значительно выше. Например, закупочная цена молока значительно выше, чем в других регионах.
Есть противоречия: какое решение принять? Отпустить рынок, чтобы производство окупало само себя? Или идти по увеличению дотирования? Но это значит разорение, в конечном итоге. Иногда определяя территорию, которую надо поддерживать – нужно оценить, насколько это целесообразно. У некоторых наших соседей сельского хозяйства просто нет. У нас же ежегодно объемы увеличиваются, и этот год запланировано увеличение. Это очень сложно. Я знаю, что Путин серьезно занимался этим вопросом во время обсуждения вступления в ВТО: чтобы Россия при этом не потеряла сельское хозяйство.
- Для конкурентноспособности ЛО как региона, важна возможность комфортного передвижения. Многие годы ничего не меняется с движением электричек. Что-нибудь изменится в этом плане?
В. Сердюков: нам нужны дополнительные затраты для ремонта железнодорожного полотна, и для того что бы ввести комфортабельные электрички. Не хватает финансовых возможностей. РЖД не берёт на себя эти затраты, вопросы обслуживания электричек находятся в зоне ответственности региона. Нам приходится выбирать, на что тратить резервы, пока мы выбираем помощь многодетным семьям и строительство жилья. Придёт время, займёмся и электричками. Технически – всё возможно.
- Многие исторические личности характеризуют одно дело или одна фраза. Как Вы думаете, чем будут вспоминать период вышего руководства ЛО?
В.Сердюков: Македонский, Александр I, Чингизхан – великие и трагические личности.
Есть люди, которые хотят оставить след каким-то действием, а другие просто решают жизненные проблемы населения. Мне важно не построить супер-небоскрёб, а создать для людей равные и комфортные условия для проживания в ЛО. Но я удовлетворён своей работой. Область сейчас совсем другая. Из аграрной она стала промышленной. Вот это результат, а не работа на эффект. Люди сейчас имеют возможность работать, зарабатывать, проживать и покупать необходимые товары. Вот для этого я работаю.