Александр Шабасов: вокзалы будущего для Петербурга

Автор фото: Trend/ Максим Змеев

В ближайшие годы РЖД планируют модернизировать и превратить в современные транспортно-пересадочные узлы все пять железнодорожных вокзалов СПб. О том, зачем это нужно и что этому мешает, рассказал Александр Шабасов, представитель в СПб ОАО "Росжелдорпроект", координирующего реконструкцию вокзалов.

Действительно ли все петербургские вокзалы нуждаются в реконструкции?
- Существует реальная проблема модификации вокзалов, приведения в соответствие с современными требованиями системы безопасности, платформенного хозяйства, обеспечения маломобильных групп. Морально устаревшие вещи необходимо приводить в соответствие как по технологии, так и по оборудованию. Например, Витебский вокзал устарел ровно на столько, сколько ему лет, построен он был еще в царское время и с тех пор не перестраивался. Там не то что инвалиду тяжело въехать, там и неинвалиду тяжело подниматься с чемоданами.
Какой объем инвестиций потребует реконструкция вокзалов и на чьи средства она будет вестись?
- Такие расчеты сейчас выполняются. Но, например, ориентировочная стоимость реконструкции одного только Московского вокзала под транспортно-пересадочный узел высокоскоростной магистрали (ТПУ ВСМ) составит 12 млрд рублей.
Сейчас речь идет о том, что некоторые составляющие проектов интересны и необходимы и городу, поэтому может вестись речь и о совместном финансировании таких объектов.
Это, например, подземный паркинг под железнодорожными путями Витебского вокзала и автомобильный путепровод от Московского вокзала через Обводный канал для разгрузки этого района.
За какие вокзалы возьметесь в первую очередь?
- Первой по важности стоит реконструкция Московского вокзала, она необходима потому, что к 2018 году он должен будет принимать поезда ВСМ из Москвы.
Не менее важна реконструкция Балтийского вокзала, потому что это конечный пункт для аэроэкспресса, если выберут именно этот вариант связи с аэропортом. Этот проект непосредственно завязан со сроками строительства нового терминала аэропорта в Пулково.
В какой стадии сейчас находится проект Московского вокзала?
- Есть концептуальное архитектурное и функциональное решение, подготовленное "Студией-44". Внешний облик будет определяющим фактором, поскольку это исторический центр, а здание вокзала - памятник.
Изначально терминал ВСМ должен был располагаться на месте ямы, где сейчас построен ТРК "Галерея". Но в результате этого строительства, а также решений о застройке соседних участков ВСМ теперь необходимо оптимизировать технические решения и спроектировать новый уровень, куда поезда будут приезжать на второй уровень над существующими путями. И также мы задействуем подземное пространство.
После консультации с КГА и КГИОП эта концепция нашла понимание, потому что новые объемы гармонично сочетаются с окружающей застройкой.
С июля прошлого года мы совместно с городом обозначаем и решаем те задачи, которые определились за последние несколько лет. И сейчас осталась только одна проблема, но принципиальная. Не решен вопрос с транспортным обеспечением терминала и его интеграцией с городской дорожной сетью. Людям же надо сюда приехать и отсюда уехать.
По проекту студии "Урбис" 2009 года транспортно-пересадочный узел подразумевал соединение с Лиговским пр. и выход на Миргородскую ул.
Проблема только в том, что таким образом терминал размещался на землях частных инвесторов, где сейчас уже простроены или запроектированы объекты. И надо отметить, что те, кто занимался и занимается этими территориями, имеют полное право ими заниматься. Но по факту мы имеем решения, которые обрезают нам любую связь с улично-дорожной сетью.
Здесь и сейчас очень плохая ситуация и с парковками, и с подъездными путями. Даже если не строить ВСМ, здесь будет коллапс, а с ВСМ - тем более.
Так в чем же решение?
- Это может решить строительство эстакадного моста через Обводный канал, который должен быть связан со скоростной магистралью. Без такого транспортного обеспечения не может вестись строительство подобных хабов. Ведь мы рассчитываем на транспортный оборот в 2300 автомобилей в час туда-обратно. Необходимо, чтобы город включился в решение этой проблемы.
На недавнем координационном совете по транспортной стратегии СПб и ЛО вице-губернатор Сергей Вязалов  заявил, что город не готов к терминалу ВСМ без решения по его транспортному обеспечению, потому что город и так перегружен. Власти взяли паузу. Как вы ее оцениваете, ведь ваш проект не единственный, попавший в нее?
- По-моему, то, что сейчас происходит в городе, - это лучшая за последние 10 лет пора, в это время думают. Это правильно: надо взвесить, надо оценить последствия срочных проектов планировок и деятельность громких инвесторов, которые завершили или ведут свои строительные объемы, а задачи инфраструктуры оставили решать городу.
Сколько должна длиться такая пауза?
- Как минимум до принятия стратегического плана развития города. Это неуважение к жителям Петербурга - не дать им понять, в каком городе будут жить их дети через 20 лет или хотя бы через 8. Я бы продолжил эту паузу до осени, а до этого времени провел бы инвентаризацию всех территорий под проектами и застроенной территории на вопрос обеспечения инфраструктурой. Нельзя опять строить, а потом догонять школами, садами, поликлиниками. Но это непопулярная точка зрения, это точно.
Как сейчас обстоит дело с реконструкцией других вокзалов?
- Для Балтийского вокзала самое важное - корректно рассчитать транспортную нагрузку и пассажиропотоки, так как сюда будет прибывать аэроэкспресс, в связке с существующим вокзалом и станцией метро. Также сейчас существует тема легкорельсового трамвая, который связывается с Пулково. Хотя это как минимум конкурирующие вещи.
Для РЖД у Балтийского вокзала сейчас идет проектирование Музея железнодорожной техники, университета корпоративного обучения и ряда других объектов. Готовятся представления архитектурных концепций и объемно-технологических решений для согласования в КГА, КГИОП, КТТП.
Каким образом вы предлагаете реконструировать Витебский вокзал?
- Витебский вокзал - это памятник федерального значения, жемчужина архитектуры. Но, если говорить о модификации вокзала для удобства пассажиров, одно из решений, которое мы предлагаем на рассмотрение, - это соединение вестибюля станции метро "Пушкинская" и здания вокзала навесом или некой галереей. Это составляющая концепции "сухого пассажира". Может быть, этот термин смешно звучит, но суть его в том, что пассажиру не нужно выходить на улицу. Он выходит из метро и заходит в помещение, а дальше может подняться на эскалаторе к поезду.
Решение с эскалаторами в памятнике неоднозначное, но, если мы будем смотреть на него только как на памятник, тогда не сможем говорить об удобстве людей.
Пример Лувра, наверное, очень банальный, но есть еще более удачные примеры приспособления памятников по всей Европе. Если будет принято решение, что нельзя ничего делать, - это тоже ответ, поскольку больше в голову никому не придет строить в памятниках новые переходы.
Также Витебскому необходим подземный паркинг, но пока не понятны источники финансирования.
Но модернизация идет не только с точки зрения пассажиров. На Финляндском планируется строительство коммерческих площадей.
- Действительно, для Финляндского вокзала уже прорисованы такие решения. Увеличение коммерческих площадей касается и остальных вокзалов, за исключением Ладожского, который также необходимо привести в соответствие с современными требованиями.